Автор | Сообщение |
|
| moderator
|
Пост N: 421
Зарегистрирован: 10.03.11
|
|
Отправлено: 31.12.12 22:13. Заголовок: Почему еврейство передается по маме?
«Моше Рабейну женился на дочери жреца-идолопоклонника. Позднее она, вероятно, приняла иудаизм, но замуж за Моше она выходила будучи нееврейкой. Тем не менее, дети Моше, безусловно, были евреями. Какими бы неприятными ни показались мои слова, полагаю, что в библейские времена люди руководствовались иными принципами, и еврейские мужчины могли продолжать свой еврейский род даже будучи женатыми на нееврейках». На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман: Моше был не единственным из героев Торы, женившимся на нееврейке. Йосеф взял в жены египтянку, а его братья (согласно одной из версий) женились на представительницах народов Ханаана. Если на то пошло, по каким причинам мы считаем Рахель, Лею или Ривку более достойными дочерьми еврейского народа, чем вышеупомянутые женщины? Ответ прост: нет таких причин. Дело в том, что в те времена еврейского народа попросту еще не существовало. Евреи стали народом во время Дарования Торы у горы Синай. До этого момента все они были потомками одного человека, Яакова. Многие иноплеменники присоединились к ним по причине общности взглядов на жизнь или потому, что стали членами семей евреев. У горы Синай все они были избраны и назначены «царством священников и народом святым». Иными словами, все, пришедшие в тот день к горе Синай, включая Моше и его жену Ципору, стали евреями. С тех самых пор человек, желающий стать евреем, должен пройти через тот же процесс, что имел место у горы Синай, но, правда, в менее торжественной обстановке. То есть, он должен принять Тору и все ее заповеди, данные святому народу, который является источником света для других наций. Поскольку в библейские времена евреи должны были погружаться в воду (именно так традиционно понимаются слова Торы в книге Шмот 19:10), потенциальный еврей тоже окунается в микву. Мужчине-геру должно быть сделано обрезание — как и евреям от рождения, прошедшим эту процедуру еще в младенчестве. Гер также должен принести в жертву животное, но в отсутствие Храма, восстановления которого всем нам еще предстоит дождаться, эта заповедь не действует. В период, последовавший за дарованием Торы (эпохи судей и царей), евреи, как мы узнаем из Танаха, нередко брали в жены неевреек. В большинстве случаев мы не находим упоминаний о том, что эти женщины принимали на себя обязательства соблюдать заповеди иудаизма или хотя бы окунались в микву. Тем не менее для современного человека, читающего Танах, очевидно, что все упомянутые нееврейки обратились в иудаизм. То есть если сегодня кто-то получает докторскую степень, то для рассказа об этом нет необходимости упоминать о том, что этот «кто-то» ранее закончил школу и получил аттестат — современному читателю это и так очевидно. Точно так же, в Торе упоминание всех деталей того, как эти женщины стали частью еврейского народа, было бы излишним. Сомнения в том, по какой линии, отцовской или материнской, должна передаваться принадлежность к еврейскому народу возникают в результате неверного понимания еврейской идентичности. Принадлежность к еврейству — вопрос не веры, а причастности. Еврей — это тот, кто принадлежит к народу, заключившему союз с Б-гом. В этом смысле евреев правильнее рассматривать как род, племя, а не как общность людей, принадлежащих к определенной конфессии. А в случае, когда мужчина вступает в брак с женщиной из другого племени (с точки зрения родовых законов) и приводит ее в свою семью, каждый понимает, что она должна принять все ритуалы, которые сделают ее частью этой семьи. Материал подготовила Шейндл Кроль http://www.sem40.ru/index.php?newsid=233742
| |
|
Ответов - 1
[только новые]
|
|
|
| moderator
|
Пост N: 3291
Зарегистрирован: 30.09.07
|
|
Отправлено: 15.10.13 19:15. Заголовок: Из разряда "наро..
Из разряда "нарочно не придумаешь" - развод по-еврейски: http://lenta.ru/articles/2013/10/15/jvorce/ Бюро разводов «Электрохлыст» В США разоблачили банду раввинов, пытавших мужей и спасавших их жен Скрытый текст Американские спецслужбы разоблачили банду ортодоксальных евреев, наживавшихся на некоторых особенностях иудейских брачных традиций. Хотя подозреваемые брали взятки, похищали и пытали людей, для многих они и сейчас остаются героями-освободителями, спасавшими женщин от невыносимо тяжелой судьбы. Центральное место в этой истории занимает гет — документ, который в иудейской традиции удостоверяет расторжение брака. Обычно решившие развестись супруги из числа ортодоксальных евреев приходят в раввинатский суд «Бет дин». В присутствии судей специальный писарь на листе пергамента составляет гет. В документе указываются имена разводящихся, место и дата развода и другие подробности дела. При двух свидетелях муж вручает гет жене, после чего их брак официально прекращает существование. В целом процедура не очень сложная. Проблемы, причем существенные, возникают в том случае, если муж по каким-либо причинам отказывается предоставить супруге гет. В этом случае жизнь еврейской женщины из ортодоксальной общины может превратиться в сущий кошмар. Даже если она сумела добиться развода в гражданском суде, не получив гет, в глазах общины женщина остается замужней. Для евреек, оказавшихся в брачном лимбе, даже есть специальное определение. Их называют «агунот» — «связанные жены». Их контакты с другими мужчинами тут же получают статус «прелюбодеяния» со всеми вытекающими религиозными последствиями. При этом дети, рожденные «связанной женой» от другого мужчины получают статус «мамзерим», то есть «рожденные во грехе прелюбодеяния». Хотя сами эти дети ни в чем, разумеется, не виноваты, в еврейской общине они становятся изгоями по факту своего рождения, они не могут стать ее членами, а другим евреям строго запрещено вступать с ними в брак. Закона, который мог бы заставить мужа выдать жене гет, в ортодоксальной традиции не существует. Предоставлять гет или нет, решает только сам мужчина. Более того, добровольность согласия на расторжение брака является одним из ключевых условий вступления развода в силу. Некоторые ортодоксальные евреи, прекрасно осведомленные обо всех этих тонкостях, используют их в своих целях. Кто-то не дает развода опостылевшей жене просто из вредности, но бывают ситуации и посерьезнее. Иногда мужья вымогают у своих жен деньги, имущество и/или детей, порой оставляя фактически уже бывшую супругу на положении, близком к рабскому. Проблема достигла таких масштабов, что в США даже сняли документальный фильм «Женщины освобожденные» о несчастьях евреек из ортодоксальных общин, «зависших» между браком и разводом. В этом фильме 2011 года одним из экспертов выступал раввин Мендель Эпстейн, в числе прочего рассказавший замечательную историю. Как-то раз к нему обратилась мать женатого ортодоксального еврея, который внезапно куда-то пропал. Она попросила Эпстейна использовать свои связи и найти ее чадо. В обмен она пообещала обеспечить гет жене своего сына, давно добивавшейся развода. Из рассказа раввина стало ясно, что убитая горем мать обратилась к правильному человеку. Пропавший еврей тотчас обнаружился: оказалось, что он был в Перу. Что он там делал и как это раввин из Нью-Йорка, не покидая своего офиса, нашел его в другом полушарии, история умалчивала. Однако мать обрела сына, а ее невестка — долгожданный развод. Несмотря на хэппи-энд, именно эта история, возможно, заставила спецслужбы заинтересоваться удивительными событиями в закрытых общинах ортодоксальных евреев. Тем более что о периодических исчезновениях евреев, не дающих своим женам развода, было известно уже давно. В популярном сериале «Клан Сопрано» есть даже соответствующий эпизод, довольно подробно описывающий, куда и при каких обстоятельствах пропадают эти люди. Расследование, проведенное полицией и ФБР, показало, что фантазия создателей сериала тускнеет в сравнении с реальностью. В кино выбивание гета из ортодоксального еврея было отдано на аутсорсинг итальянской мафии, мало что понимающей в еврейских традициях. В жизни же этим непростым делом занялись раввины, обладающие всем необходимым набором знаний о религиозной стороне дела. Возглавлял это «бюро разводов» упомянутый выше Мендель Эпстейн. В операции были задействованы агенты ФБР, которые представились ортодоксальной иудейкой и ее братом, желающими получить гет от неуступчивого супруга. Эпстейн в ходе доверительной беседы рассказал им, что никаких сложностей тут нет, технология отработана до мелочей. Путешествие в Перу, как выяснилось, уже не требуется. Специально обученные «суровые ребята» Яаков и Ариэль надевают на голову строптивого мужа мешок, затаскивают его в микроавтобус, отвозят за город и там популярно объясняют ему, что развод — дело богоугодное и довольно срочное. Для тех, кому дружеской беседы с Яаковом и Ариэлем казалось недостаточно, был припасен специальный аргумент — электрический хлыст, которым обычно пользуются погонщики скота. Эпстейн объяснил агентам ФБР действие этого устройства следующим образом: «Эта штука запросто сгоняет с места пятитонного быка. Если же ее подсоединить к некоторым частям тела и включить всего на минутку, парень быстро сообразит, чего от него хотят». Очевидно, раввин знал, о чем говорил. По данным следствия, дело было поставлено на широкую ногу. Эпстейн добивался разводов для отчаявшихся евреек уже несколько десятков лет с периодичностью раз в год-полтора. Много ли людей вернулось к холостяцкой жизни после общения с Яаковом, Ариэлем и их хлыстом, сейчас пытается установить следствие. Видимо, речь идет о нескольких десятках человек. Эпстейн, кстати, объяснил, почему пострадавшие не обращались в полицию. Во-первых, подручные раввина вели беседы с мужьями в «щадящем режиме»: никаких следов насилия на теле не оставалось, и доказать что-либо было бы непросто. Во-вторых, определенную роль играл и психологический фактор: жертве пришлось бы объяснять следователям не только еврейские традиции, но и причины, по которым он не дает развода жене. А многие из мужей, как уже упоминалось, в своем желании сохранить брак были движимы не самыми благородными мотивами. Кроме того, общины ортодоксальных иудеев — довольно закрытые структуры, там не принято выносить сор из избы, да еще и впутывать в свои дела гоев. Тут надо отметить еще один важный момент. Раввин и его команда действовали не только из сострадания к несчастным женщинам, оказавшимся в ловушке традиций. Они превратили оказание услуг по добыче гета в довольно успешный бизнес. Каждая клиентка, решившаяся добиться развода столь нетривиальным способом, должна была заплатить от 50 до 60 тысяч долларов и внести еще 10 тысяч для «улаживания дел» в раввинатском суде. В связи с этим в ортодоксальной общине Нью-Йорка и Нью-Джерси мнения насчет всей этой истории разделились. С одной стороны, похищать и пытать людей ради денег, конечно, нехорошо. С другой, услуги Эпстейна и его людей для многих женщин стали единственной возможностью избавиться от гнета ненавистных мужей, вернуть себе достоинство и свободу. Адвокаты арестованных сообщили, что в ходе процесса постараются доказать: деятельность их подзащитных должна оцениваться с точки зрения морали, традиции и религии. Уголовное право, по их мнению, тут не вполне применимо, поскольку выбивание гета является «древней традицией», издавна практиковавшейся в ортодоксальных общинах. Кроме того, они, вероятно, попытаются привлечь на свою сторону женщин, испытывавших всевозможные страдания до развода, организованного пусть и не совсем законным способом. Такая линия защиты, возможно, даст определенные результаты, но суду в любом случае будет непросто вынести действительно справедливое решение. До начала процесса Эпстейн, Яаков, Ариэль и еще семеро их предполагаемых подельников будут находиться под стражей. P.S. Еще одному суду — раввинатскому — сейчас предстоит выяснить, что делать с разводами, добытыми под пытками. Не очень понятно, являются ли они действительными, поскольку об их добровольности речи, конечно, не идет. Иван Яковина
|
| |
|
|