|
| |
Пост N: 25
Зарегистрирован: 18.08.06
|
|
Отправлено: 22.08.06 07:48. Заголовок: *«СТАРЫЕ ПРАВЫЕ»: ЧЕРНОСОТЕНЦЫ И ПРАВОСЛАВНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ*
Внимание! Данная заметка является справочным материалом и ни в коем случае не преследует «пропагандистских» целей! *«СТАРЫЕ ПРАВЫЕ»: ЧЕРНОСОТЕНЦЫ И ПРАВОСЛАВНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ* К «старым правым» можно отнести неочерносотенные («нео-» весьма условно, поскольку, как правило, они используют дореволюционную русскую консервативную идеологию в неизменном или слабоизмененном виде) и православно-фундаменталистские группы. В рамках данной статьи черносотенцы интересуют нас меньше, поскольку противоправная деятельность с их стороны куда менее активна, чем со стороны «новых» национал-радикалов, и, соответственно, куда как менее конфликтно складываются их взаимоотношения с властью. Тем не менее, для полноты картины праворадикальной части политического спектра, стоит коротко описать эволюцию организационных форм «старых правых» в 1990-х годах. На момент падения советского режима черносотенцы, казалось, обладали довольно сильными позициями. Они имели солидную политическую историю, претендующую на сохранение (через эмиграцию и диссидентские группы) преемственности по отношению к дореволюционным русским националистам. «Старые правые» были чуть ли не единственной группировкой, имевшей к 1991 году четкое представление о том, как они видят идеальную Россию. В конце 1980-х – начале 1990-х годов в общественном сознании происходили изменения, благоприятные для черносотенцев – идеализация образа царской России, возрождение православия, интерес к культурному наследию русских консерваторов. Однако сила черносотенцев быстро обернулась их слабостью. Догматическая ограниченность идеологическим наследием дореволюционных организаций, параноидальный антисемитизм, чрезмерное внимание к истории в ущерб актуальной проблематике, сектантство, консерватизм, неготовность функционировать в принципиально новой политической ситуации – все это обусловило упадок «старых правых». Наиболее активные праворадикальные лидеры выходили из черносотенных групп (в первую очередь, из Национально-патриотического фронта Память Дмитрия Васильева, которая была настоящей «кузницей кадров» для правых радикалов), основывая новые организации, как правило, еще более радикальные и апеллирующие скорее к опыту европейского фашизма, чем дореволюционного русского консерватизма. Перспективные объединения как «новых», так и «старых» праворадикалов (с оттенком советского государственного патриотизма), в первую очередь, Русский национальный собор Александра Стерлигова, к середине 1990-х годов окончательно распались. Память, пропаганда и деятельность которой в конце 1980-х – начале 1990-х производили огромное впечатление на журналистов и вызвали массовую эмиграцию напуганных граждан еврейского происхождения, уже к середине 1990-х стала мелкой и совершенно незначительной группкой почитателей Дмитрия Васильева. Статус же последнего в настоящий момент – политический пенсионер, а вовсе не вождь всероссийского масштаба и даже не патриарх русского национализма. Конечно, «старые правые» группировки (НПФ Память, Черная сотня Александра Штильмарка, различные монархические группировки) продолжают свое существование, и все еще имеют влияние на некоторую часть общества, но они переживают глубокий кризис и в целом находятся на обочине политического процесса в стране. Единственная сфера общественной жизни, в которой позиции черносотенцев сильны – это околоцерковные православные организации. Деятельностью таких групп, как Союз православных братств (СПБ), Союз православных граждан (СПГ), Союз Христианское возрождение (СХВ) и в последнее время – Союз православных хоругвеносцев (СПХ) и партия Святая Русь – практически исчерпывается общественная околоцерковная активность. Большинство популярных православных изданий (газеты «Русский вестник», «Русь православная», журнал «Русский дом») стоят на «старых правых» фундаменталистско-националистических позициях. Православно-фундаменталистские группировки практически не ведут собственно политической деятельности. Они устраивают различные публичные мероприятия – крестные ходы, исторически-богословские чтения и т.п. – и не более того. Правда, общий накал ксенофобских эмоций, в первую очередь – антисемитских, на мероприятиях СПХ/СПБ/СХВ весьма значителен. Так, например, 20 апреля (т.е., в день рождения Гитлера) 2002 г. эти организации провели перед израильским посольством в Москве митинг протеста против политики Израиля на оккупированных территориях, в особенности – в отношении христианских святынь. В ходе митинга из уст лидера СПБ и СПХ Леонида Симоновича и председателя СХВ Владимира Осипова постоянно звучали радикально-антисемитские высказывания в духе христианского антииудаизма: «жиды» суть «видимые демоны», «дети сатаны», «враги Господа» и т.п. СПГ (председатель – Валентин Лебедев), напротив, постепенно приобретает респектабельный имидж. Весной 2002 г. СПГ совместно с пропрезидентской фракцией Государственной думы «Народный депутат» и центристской народной партией Российской Федерации Геннадия Райкова проводил ряд акций протеста против Ватиканом учреждения в России католических епархий. На некоторые публичные мероприятия СПХ/СПБ/СХВ собирается довольно значительное количество активистов (правда, это относится скорее, например, к крестным ходам в годовщину убиения императора Николая II, чем к антиизраильским митингам). Однако эта группа православных фундаменталистов практически не ведет активной пропаганды в СМИ и Интернете, предпочитая направлять свою энергию в русло «молитвенных стояний», способных, по их мнению, изменить судьбу России мистическим образом. Напротив, весьма активной пропагандой в печати занимается более радикальное Опричное братство во имя святого преподобного Иосифа Волоцкого (старейшина – Анатолий Макеев, идеолог – Руслан Бычков). Братство издает три собственные газеты («Царский опричник», «Просветитель» и «Русский партизан»), книги (только в 2020 году: А.Макеев «Параллельное православие», Р.Бычков «Введение в философию бунта») и имеет сильное влияние на целый ряд газет, формально не являющимися печатными органами братства («Эра России» в Москве, «Опричнина» в Санкт-Петербурге, «Мировоззрение» в Перми). Идеологи и публицисты братства довольно успешно сочетают (на уровне синтеза, а не эклектики, в отличие от большинства русских православных нацистов) в своей пропаганде неонацизм и православный фундаментализм, обильно замешанный на антисемитизме и элементах новой левой философии. Находящаяся в глубоком интеллектуальном и идеологическом кризисе православная общественность улавливает в идеях братства новые элементы (например, тезис о православной революции как единственном способе преодолеть «отчуждение» современного мира), способные разрешить этот кризис, вызванный в первую очередь отсутствием творческой переработки традиционной православной системы координат применительно к новым условиям. Однако восприятие православно-патриотической общественностью идей братства осложняется тем, что «опричники» по большей части находятся за пределами юрисдикции РПЦ Московской Патриархии, будучи «катакомбниками» или «зарубежниками». Это позволяет им резко и последовательно критиковать «упаднические» элементы в РПЦ МП и современном христианстве в целом и предлагать альтернативу в виде «параллельного православия» по аналогии с «параллельным» (неформальным) исламом, однако это делает их пропаганду неприемлемой для большинства русских православных фундаменталистов. Идеология и пропаганда братства носит сектантский характер и не имеет шансов на распространение не только в широких массах, но даже среди «адресной группы» в лице современных русских православно-фундаменталистских националистов. Организацией, созданной с претензией на широкую популярность, является партия «За Русь Святую». Учредительный съезд партии прошел 1 декабря 2001 года в Подмосковье. Председатель партии – С.Попов, его заместители – Д.Меркулов, И.Шаталов и И.Стариков. Отчасти партия является политической ипостасью СПБ, отчасти – создаваемой с нуля организацией. С партией «За Русь Святую» связано общественное движение с почти аналогичным названием – «Святая Русь». Движение сосредоточено на организации православных братств, фольклорных коллективов, групп рукопашного боя, и не занимается политикой. У партии есть относительные организационные успехи, она активно ведет пропаганду своих взглядов в Интернете и в печати (газеты «Правопорядок», «Сербский крест»). Однако ожидавшегося руководством партии прорыва на организационном уровне не произошло, несмотря на благословения авторитетных в церковных кругах старцев. В октябре 2002 года партия «За Русь Святую» была зарегистрирована. Хотя, если партия примет участие в выборах в Государственную думу в 2003 году, вряд ли ее результат будет лучше, чем результат идеологически и персонально близкого блока «Русское дело» на выборах в Госдуму в 1999 году (0,17% голосов избирателей). Хотя «старые» правые радикалы и позволяют себе несдержанную экстремистскую и ксенофобскую (в первую очередь – антисемитскую) риторику, менталитет «старых» таков, что экстремизм в идеологии крайне редко переходит у них в деятельность. Поэтому при рассмотрении в следующем параграфе деятельности правых радикалов (участие в выборах и противоправные действия) нас в первую очередь будут интересовать «новые правые». *По материалам KOMINAROD.RU*
|
|
Отправлено: 23.08.06 13:00. Заголовок: Re:
Правые, также как и левые делятся на две категории. Православные монархисты (или "старые правые") - это как советские коммунисты-большевики-сталинцы. А "новые правые" (европейские фашисты) - это аналог троцкизма и еврокоммунизма. То есть разделение опять же идет по принципу "свое, отечественное, национальное" (монархисты и советские патриоты), и "чужое, иностранное, антинациональное" (фашисты, троцкисты). Как троцкисты, так и фашисты едины во мнении о том, что "Россия - НЕ ТА страна, в ней все как-то рыхло, и никакие эксперементы ЭТОТ народ не любит. То ли дело цивилизованная Европа, способная адаптироваться к современным реалиям". Так что не влезая в проблемы правых националистических сил, думаю, что и там борьба идет между двумя крыльями, точно также, как и среди левых - между русскими консерваторами и европейскими псевдопрогрессистами. Если смотреть дальше в историю, то истоки мы найдем в борьбе славянофилов и западников.
|