On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Не в силе Бог, а в правде!

АвторСообщение
больше не админ




Пост N: 3723
Зарегистрирован: 20.06.05
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.08 19:57. Заголовок: Правда о польской "Солидарности"


«Посев» (1982. № 9)
О духовных истоках "Солидарности"
--------------------------------------------------------------------------------

Ровно год назад, в сентябре 1981 г., в Гданьске открылся I Всепольский съезд "Солидарности". Чтобы напомнить об этом событии, о принятом на съезде Обращении "Солидарности" к трудящимся Восточной Европы и о христианских духовных истоках этого первого в тоталитарной стране независимого профсоюза, мы публикуем ниже главу из расширенного 3-го издания сборника "Солидарность", выходящего в издательстве "Посев". Как известно, этот сборник был составлен совместно членом польской "Солидарности" А. Поморским (Варшава) и членом НТС М. Назаровым. [Вступление редакции "Посева"]

Отвлечемся на некоторое время от политической борьбы и посмотрим, что же за профсоюз создали польские рабочие, какими идеалами он руководствовался, чем он мог стать?
Начнем с названия. Как пишет одна из авторитетнейших газет "Нойе цюрхер цайтунг" (26.9.1980), название профсоюза "Солидарность"

“...принято под влиянием христианского социального учения – солидаризма – в противоположность марксистскому тезису классовой борьбы. Идеи христианского солидаризма содержатся в большинстве книг кардинала Вышинского…”

Ряд других западных источников подчеркивает в этом роль папы Иоанна-Павла II, ставшего "крестным отцом" "Солидарности". Еще задолго до того, как он стал папой, кардинал Войтыла уделял много внимания вопросам солидаризма, особенно разработке телеологического учения о роли труда и о трудящемся человеке.

Каковы же основные принципы "Солидарности"? На этот вопрос так же трудно ответить односложно, как и на вопрос, что такое солидаризм. Говоря об этом, специальный корреспондент "Посева" Д. Вавельский, побывавший в Польше летом 1981 г., приводит слова одного из руководящих работников "Солидарности":

“Рабочее движение, приведшее к созданию "Солидарности", началось с простого противопоставления добра и зла, причем коммунизм, компартия, партийно-правительственный аппарат со всей их жуткой коррупцией воспринимались как зло, как олицетворение зла в общественной жизни. Вот это и есть основной религиозный момент, религиозная основа движения. Экономические факторы и требования очень важны, но они вторичны; они уже вытекают как бы из первичного осознания, что эта общественная система есть зло, а зло может породить только отрицательные явления – в том числе и экономическую систему, которая не работает, которая порождает коррупцию, безделие, надувательство, безответственность, а в результате обнищание масс и даже, грозящий теперь, голод” ("Посев" № 8, 1981).

С возникновением независимого профсоюза, его руководители встали перед необходимостью формулирования не только общественно-политической и экономической позиции "Солидарности", но и осмысления міровоззренческих основ своей общественно-преобразовательной деятельности, которая, естественно, не могла руководствоваться скомпрометировавшими себя и устаревшими антинациональными марксистскими догмами. И в поисках этого осмысления полякам не пришлось ходить далеко: они его взяли готовым у своей церкви.

С самого начала польского кризиса епископат польской церкви заявил в своем послании, что церковь не может оставаться в стороне: ее право и обязанность влиять на происходящее в духе христианского социального учения. И с самого начала забастовок католические эксперты стали оказывать помощь рабочим. После создания независимого профсоюза эти же эксперты образовали комиссию экспертов "Солидарности" под председательством Т. Мазовецкого – личного друга папы Иоанна-Павла II, главного редактора католического журнала "Вензь", бывшего католического депутата сейма (с 1961 по 1972 гг.)

Нужно сказать, что, в отличие от России, в Польше, при ее слабой государственности, церковь в течение веков часто была единственным национально-объединяющим авторитетом; примас Польши по традиции исполняет роль главы государства в междуцарствие. Особенно велика была роль Церкви в период разделов и чужеземного господства в Польше. Она возросла и в период коммунистического режима, который воспринимается как чуждый.

Христианское социальное учение – солидаризм – разрабатывалось католическими философами и учеными с XIX века как поиски ответа на конкретные вопросы практики и совершенствования общественной жизни. Несмотря на то что капитализм сегодня в большой степени утратил свои жесткие и несправедливые черты, вызывавшие оправданный моральный протест общества и церкви в XIX в., католическая церковь считает, что сегодняшнее устройство даже демократических стран все еще не отвечает тому общественному идеалу, который церковь выдвинула в качестве своей официальной доктрины, в частности, в папской энциклике "Квадрагезимо анно" (1932 г.). В основу этого учения положен тезис, что в обществе существуют не только противоречия между различными группами или классами, но и их взаимозависимость, солидарность; эти классы не могли бы существовать друг без друга. Не классовая ненависть и не уничтожение одного класса другим, как это проповедует коммунистическая идеология, а солидарность и гармония интересов разных слоев населения – вот те основополагающие силы, удерживающие общество от саморазрушения и обезпечивающие его развитие. Не будь этих сдерживающих сил – общество просто распалось бы. В этом смысле нет общества, в котором не было бы хотя бы какого-то минимума солидарности. Если этот минимум солидарности исчезает – перестает существовать и само общество.

Иногда разрушение солидарности слоев общества производится искусственно, как это делают коммунисты, используя принцип управления насилием. В нашей стране это привело к упадку экономики и культуры, к 60 миллионам человеческих жертв. С христианской же точки зрения необходимо такое общественное устройство, при котором изначально присущее обществу свойство солидарности (оно близко к церковному понятию соборности) получало бы максимальное выражение. Это – задача политики, права, государственной структуры общества.

В частности, для обезпечения лучшего представительства интересов населения христианское социальное учение предлагает построение структуры общества на основе групп населения, выполняющих определенные функции на службе всему обществу: например, сотрудники сфер здравоохранения, народного образования, средств сообщения, сельского хозяйства, важнейших отраслей экономики и т. п. В энциклике "Квадрагезимо анно" эти общественные группы названы корпорациями (не смешивать с корпорациями как монополистическими объединениями). Один из основоположников солидаризма и автор этой папской энциклики О. фон Нелл-Бройнинг в своем интервью российским солидаристам (см. "Посев" №№ 5 и 6 за 1981 г.) уточняет это понятие как "производительно-функциональное сообщество", а в программе самих российских солидаристов (НТС) для этого употребляется термин "трудовая формация" (или в территориальном ее делении – "трудовой союз") – “творческое сообщество людей, объединенных общим служением одному делу, солидаризированных этим самым в одно общее "мы"... В трудовом коллективе той или иной формации сотрудничают представители разных видов физического и умственного труда...”. В программе НТС предлагается создание представительства этих трудовых союзов в виде Совета Труда – палаты, имеющей некоторые законодательные полномочия наряду с двумя основными законодательными палатами (избираемыми одна – на основе прямого представительства, другая – на основе ступенчатого представительства от самоуправлений).

Государственное мышление "Солидарности" и ее видение структуры польского общества шло именно в этом направлении вплоть до предложения создать в сейме Палату Труда, в которую вошли бы не представители политических партий, а делегаты от производственных регионов и отраслей, то есть, говоря словами Нелл-Бройнинга, от функционально-производительных сообществ. В 1981 г. в полусвободной Польше признаки таких сообществ уже имелись у целого ряды объединений: крестьян, учителей, научных работников и т. п. Возникновение таких объединений в Польше было продиктовано самой жизнью, необходимостью отстаивания не только профессиональных, но и жизненных интересов данных групп населения.

Таким образом, все эти независимые объединения представляли собой нечто большее, чем профсоюзы, и нечто иное, чем политическая партия. Прежде всего это относится к самой "Солидарности", которая часто называла себя общественно-трудовым движением. Очень ярко это чувствуется в документе о направлениях деятельности "Солидарности" ("тезисы к дискуссии"), опубликованном в газете "Глос працы" (14.4.1981). ТАСС, ссылаясь на догматическую статью в польской же газете "Жолнеж вольнощи" (орган армии), охарактеризовало этот документ как “своеобразный политический манифест новой партии, а не профессионального союза”. Однако, по нашему мнению, 10-миллионную "Солидарность" нельзя назвать партией (от латинского pars, parties – часть), ибо она совместно с родственными по духу другими независимыми объединениями (крестьян, студентов), была голосом всего солидарного народа, а не какой-то его части.

В этом документе (он в сокращении опубликован в журнале "Посев" № 7 за 1981 г.) говорится о духовных ценностях "Солидарности" (христианство и национальные традиции), об основном требовании трудящихся (общественная справедливость), об основных источниках кризиса (система власти, отсутствие демократии в управлении экономикой, глубокий раздел между обществом и замкнутой, привилегированной группой правителей), о путях выхода из кризиса, о решении общественно-экономических проблем путем восстановления законности, проведения реформ и, в частности, путем создания производственного, судебного и административно-территориального самоуправления (народные советы).

Все эти направления преобразований и весь подход к решению общественных проблем чрезвычайно близки к тому, что предлагает для России НТС – союз российских солидаристов. Еще более очевидна міровоззренческая общность польских и российских солидаристов, что естественно, ибо видение общества у тех и других имеет христианскую основу (по словам русского философа-солидариста С.А. Левицкого, "солидаризм – социальная проекция христианства"). Правда, в отличие от западного солидаризма, российский был разработан не столько в лоне нашей православной Церкви, сколько в русской религиозной философии XIX—XX вв., и исходил он не столько из потребностей общественной практики, сколько из размышления о духовной сути человека – уже отсюда следовали выводы, как должно выглядеть достойное такого человека общество. Характерно, что в русской философии и слово "солидаризм" появилось не сразу (оно было заимствовано с Запада), и речь долгое время шла не о "солидаризме" как общественном устройстве, а о "солидарности", уходящей своими корнями как в церковное понятие "соборности", так и в свойственное главному направлению русской философии понятие "всеединства", введенное В. Соловьевым и принятое от него Трубецкими, Флоренским, Карсавиным (С.Н. Трубецкой: “Мы держим внутри себя собор со всеми”; Ф.И. Тютчев: “Все во мне, я во всем”; Ф. М. Достоевский: “Чувство солидарности... Всяк за всех виноват”). В ряду философов этого міроощущения нужно указать и имена С.Л. Франка, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского и др.

Но вернемся к "Солидарности". Важным событием в процессе ее становления стал I съезд "Солидарности", прошедший в два этапа: с 5 по 10 сентября и с 26 сентября по 6 октября 1981 г. Съезд подвел итоги года борьбы независимого профсоюза за права трудящихся, осудил тактику лавирования власти и принял широкую программу экономических и социально-политических преобразований в стране. Таким образом, "Солидарность", привлекшая к этой работе лучшие научные силы Польши, стала своего рода "центром исследований" по переходу страны от тоталитарного к свободному строю. Этот новый общественно-экономический порядок, как говорится в документе "Солидарности", должен включать в себя план, рынок и самоуправление.

Единственная область, в которой съезд не предложил (понятно почему) никаких изменений – внешняя политика, то есть членство Польши в Варшавском договоре и в СЭВ. Однако съезд принял Обращение к трудящимся стран Восточной Европы, которое было расценено руководством КПСС именно как "провокационное вмешательство во внутренние дела" СССР и социалистических стран. Вот текст этого исторического Обращения:

Обращение "Солидарности" к трудящимся Восточной Европы

Делегаты, собравшиеся в Гданьске на I съезд независимого самоуправляющегося профсоюза "Солидарность", приветствуют трудящихся Албании, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Румынии, Чехословакии и всех народов Советского Союза и выражают им свою поддержку. Как первый независимый профсоюз в нашей послевоенной истории, мы глубоко ощущаем единство наших судеб. Заверяем вас, что, вопреки лжи, распространяемой в ваших странах, мы являемся подлинным 10-миллионным представительством трудящихся, созданным в результате забастовок. Наша цель – борьба за улучшение жизни всех трудящихся. Мы поддерживаем тех из вас, кто решился вступить на трудный путь борьбы за свободные профсоюзы. Мы верим, что уже скоро ваши и наши представители смогут встретиться, чтобы обменяться опытом.

Гданьск, 8 сентября 1981 г.



Встреча и обмен опытом представителей стран Восточной Европы может, конечно, состояться лишь после устранения коммунистических режимов в наших странах. Однако первые контакты уже состоялись. Так, на съезде "Солидарности" было оглашено Приветствие Учредительного комитета свободных профсоюзов СССР съезду "Солидарности". Внимание міровой печати привлекло также распространение поляками листовок НТС с обращением по-польски к полякам с призывом передавать русскую часть листовки советским военнослужащим, размещенным в Польше. Эти листовки НТС начал распространять в Польше, учитывая возможность советской оккупации и одновременно противодействуя ей. Листовка (польский и русский тексты) была перепечатана в нескольких польских независимых изданиях, в том числе в журнале "Обуз" № 2 за 1981 г., в местных органах "Солидарности" в Слупске и Вроцлаве. Вроцлавский "Бюллетень Нижней Силезии" № 7/8 от 29 августа 1981 г. воспроизвел русский текст листовки НТС таким образом, что ее можно было отделить по указанной пунктиром линии отреза и распространять. В этом же номере бюллетеня было опубликовано Приветствие Учредительного комитета свободных профсоюзов СССР съезду "Солидарности". За этот выпуск редактор бюллетеня Корнель Моравецкий, делегат I съезда "Солидарности", был арестован, но местное отделение "Солидарности" пригрозило забастовкой и Моравецкий был освобожден.

Были также приветствия в адрес "Солидарности" от чехословацких и венгерских оппозиционеров.

Но в процессе становления "Солидарности" были и серьезные внутренние разногласия, прежде всего по вопросу, как действовать дальше, чтобы заставить правительство выполнять Гданьское соглашение. Эти разногласия проявились и на съезде. "Умеренная" линия во главе с Валэнсой (при поддержке церкви) считала, что не надо обострять положения, нужно осторожно вести переговоры, избегая открытого давления на правительство. Другие – и их было большинство, особенно в низовых организациях "Солидарности", – были настроены более решительно, считали, что надо всеобщей забастовкой вынудить власть к отступлению. Власть же, создавая конфликты, пыталась играть на этих разногласиях в руководстве "Солидарности", "вбивать клинья" обещанием уступок и т.п. Но нужно сказать, что все эти внутренние трения, потребовавшие огромного напряжения нервов, не нарушили единства независимого профсоюза, не нарушили его солидарности. Опыт совместной работы людей с разными взглядами, умение поступаться менее важным, личным ради основного, ради общей цели – еще одна сторона того прекрасного свойства человеческого духа, которое дало название первому независимому объединению трудящихся в тоталитарной стране – "Солидарность".

М. Назаров
Опубликовано в журнале "Посев" (Франкфурт-на-Майне. 1982. № 9. С. 46-49)



В виде послесловия приведу подстрочное примечание из книги "Вождю Третьего Рима" к главе IV-7 "Русская партия и власть", объясняющее тогдашний интерес НТС к польским событиям:

“Эта эмигрантская организация [НТС] надеялась тогда применить в России польский опыт создания национально-религиозной оппозиции в сочетании с рабочим движением, а КГБ в те же годы пытался вести против НТС операцию типа "Трест", то есть переключить деятельность НТС на поддержку подпольной организации в СССР, фиктивно созданной КГБ для приманки. Как отмечал руководитель службы безопасности НТС, эти кагебешные "подпольщики" приводили “аргументы, что круги, стоящие на национально-государственных позициях, и русские почвенники не заслуживают нашего внимания, ибо это "тупая публика", "квасные патриоты". Предлагалось ориентироваться... на прозападные либеральные течения” (Посев. 1984. № 3. С. 46). То есть Андропов, видимо, опасался повторения в СССР польского сценария, хотя, по правде говоря, условия были несравнимы: религиозно-национальные чувства массы поляков и влияние их церкви не подверглись такому искоренению, как у русских в СССР”.

В сущности, перед русским патриотическим движением и сегодня все еще стоит та же задача, хотя уже и не в условиях тоталитарного режима, но в условиях государственной политики тотального нравственного разложения народа, чему, к сожалению, РПЦ МП опять-таки не препятствует должным образом. И в этом главная проблема. – Прим. 2007.

http://www.rusidea.org/?a=7016

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 30
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет