On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Не в силе Бог, а в правде!

АвторСообщение



Пост N: 2835
Зарегистрирован: 30.10.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.15 21:52. Заголовок: Диалектика геометрии


Элеаты впервые поставили перед наукой вопрос, который является одним из важнейших методологических вопросов и по сей день20: как следует мыслить континуум - дискретным или непрерывным? состоящим из неделимых (единиц, "единств", монад) или же делимым до бесконечности?

Полученная единично-случайно точка есть абсолютное качество геометрии, в которой осуществлен качественный скачок от непосредственного состояния математики - арифметики к ее особенному состоянию – геометрии. В геометрии качество время опосредствовано с количеством - пространством. «Геометрия, вообще говоря, имеет своим предметом в виде пространственной величины непрерывную величину, а арифметика в виде числовой величины – дискретную». (Гегель. Наука логики. Т.1. М.,1970. С.279). Результатом завершения диалектического процесса арифметики должен был стать возврат к абсолютному качеству – единице. Однако абсолютное качество существования геометрии сняло в себе количество и не вернулось к абсолютному качеству – единице, а определилось в точке. «В точке, правда, пространственная величина имеет определенность, соответствующую «одному». (Там же. С.279). Точка явилась особенностью – внешней пространственной определенностью непосредственной единицы.
Очевидно, если бы завершение процесса арифметики произошло не на уровне особенности (случайно-качественно), а на уровне всеобщности (необходимо-количественно), то единица была бы получена.

«От единицы точка наследует свою неделимость; отсюда и ее определение: "точка - это то, что не имеет частей" (см.: "Начала" Евклида, кн. I, определение 1). Точку нельзя разделить потому, что она есть "воплощенное в пространстве" единое, а единое неделимо по определению. Но у точки появляется и свойство, совершенно чуждое единице - жилице мира идей: она движется и своим движением порождает линию. Этим свойством она обязана матери - интеллигибельной материи - пространству. И движется она именно в интеллигибельной материи, а не в чувственном мире, т.е. в воображении, а не в чувственном восприятии». (П.Гайденко)

Поскольку математика в целом представляет непосредственное бытие, в котором существование уже оформлено, то и арифметика является оформленным – пространственным состоянием, но таким, в котором пространство еще никак не отделено от времени; это состояние характеризуется единством непрерывности и дискретности в структуре закономерностей формообразования.

Пространством оказывается особенное состояние единицы, ее внешняя – пространственная определенность. Количественное множество снято в качестве единицы, но не на уровне всеобщности, а на уровне особенности – внешней определенности, в которой полностью исчезла внутренняя количественная определенность. Это форма непрерывности, выделенная из дискретности в снятой дискретности, есть абсолютное качество геометрии. В абсолютном качестве геометрии - геометрической точке отсутствует количество.

Снятость количества в абсолютном качестве определяет само абсолютное качество геометрии как пространство - как самоотрицание качества-времени в количестве-пространстве. Такова вообще определенность средней части диалектического процесса согласно схеме: «тезис-антитезис-синтез».

«Геометрия издавна считалась идеалом науки. Здесь каждый закон (теорема) обосновывался с помощью других законов. Отсюда - впечатление высшей достоверности, истинности. Однако, у геометрии имеется и своя ахиллесова пята - исходные понятия: линия, прямая, кривая, точка, плоскость. Из этих элементов строятся все геометрические структуры, но их понятия не только не обосновываются, но даже не определяются. Причем, тайком соответствующими определениями пользуются: линия - это длина без ширины, точка - вообще объект без размеров. Такие объекты в действительности существовать не могут (поэтому-то эти определения применяются втихомолку - чтобы явно не обнаруживать абсурдность основ прославленной строгостью науки)». (В.А. Илюшин. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГЕОМЕТРИИ).
Но такое негативное отношение к геометрической реальности лишь означает, что эти объекты определяются неистинно, потому что они все-таки есть. Давно пора расширить понятие реальности не только как материальности, но как количества вообще и далее признать, что реальность есть несуществование, проникшее в существование и определенное качеством существования от непрерывной субстанции (добытийное состояние), через количественно структурированную субстанцию (непосредственное бытие - математика), оформленную субстанцию – материю (особенное-неорганическое бытие - физика), к знаковой реальности-объективности (органическое бытие - субъективность).

Реальность математики количественная-дискретная, еще не оформленная физически фридмановской сингулярностью. Непосредственное бытие, представленное математикой, это конечно уже особенное-оформленное состояние Вечности существования, но такое, в котором качество и количество сами по себе невзаимооформлены, не взаимовыделены друг из друга и существуют в единой структуре закономерностей формообразования. В этой структуре качеством является временная идеальная целеполагающая непрерывность закономерностей формообразования – носитель смысла (наше сознание), а реальным средством оказывается дискретное время, представленное временными точками. Качественная-временная сущность непосредственного бытия убедительно выражена в музыке. Тождественность музыки и математики вскрывается Лейбницем: «музыка есть скрытое упражнение в арифметике души не умеющей себя вычислить».

Реальность в математике и музыке невидима, поскольку она - время, представленное временными точками.

Если в арифметике качество и количество едины-невзаимоопределены, то в геометрии они разъединены так, что качеством оказывается непрерывность формы (наиболее полно представленная плоскостью), а количеством является дискретность ее внутреннего наполнения. В геометрии, следовательно, возникают внешняя-качественная и внутренняя-количественная определенности. Весь процесс геометрии может быть представлен как 1) непосредственное единство внутренней и внешней определенностей, 2) как их опосредствование, и, наконец, 3) как возврат к единству согласно диалектической схеме: «синтез-анализ-синтез».

1.Непосредственное единство внутренней и внешней определенностей.

Абсолютное качество геометрии – временная точка бытия. Точка не трехмерна, а двумерна (хотя это и чисто теоретическое утверждение) и есть пространственная форма с нулевым радиусом. Форма эта вечна, статична, неизменна. Таково первое определение абсолютного качества – времени в форме геометрического пространства.

На некоторой удаленности от единичного-случайного возникновения абсолютного качества геометрии в нем проявляется реальное количество несуществования, представленное пульсацией точки. Ритм пульсации такой, что конец совпадает с началом.
Качество должно снять в себе пульсирующее количество и вернуть свою исходную абсолютную идеальность.

В пульсации несуществование являет себя как чистое количество, не имеющее в себе того, что Аристотель определял как потенциальную материальность. Несуществование в пульсации оказывается чистым количеством, существующим и проявляющимся в идеальной форме точки.

У Гегеля точка представлена как проявление сущности. Количество оказывается снятым единично-случайно в качестве времени, но не на уровне всеобщности, а на уровне особенности - выделением времени как чистой идеальности в форме временнОй точки-сущности. «Таким образом, бытие определяется как сущность, бытие, ставшее через снятие бытия простым, (однородным) с собой». (Гегель. Наука логики. Т.1. М.,1970. С.482). Гегель, определяя бытие в своей «Науке логики», движется обратно: от непростого бытия к простому бытию-сущности. Здесь движение мышления соответствует эволюции мироздания: от «простого» бытия-сущности к «непростому» бытию.
Гегель утверждает: «Сущность определяет самое себя как основание» (Гегель. Наука логики. Т.2. М.,1971. С.70). Сущность оказывается основанием пространства.
Начало и конец во временной точке соединились, поскольку исчезло количество и, кажется, что время опять вернулось к своему абсолютному началу. Но на некоторой удаленности от качественной абсолютности точки в ней проявляется количество (вследствие единичности-случайности качественного скачка), продолжающее свою бесконечную реализацию на уровне всеобщности в приближении к абсолюту единицы.

Количество проявляется в пульсации временной точки-сущности.
Гегель отмечает только - количественную определенность сущности: «сущность есть сначала простая отрицательность…отталкивание себя от самой себя…сущность есть то, чем было количество в сфере бытия: абсолютное безразличие к границе» [Там же 2, 9].
Шеллинг через утверждение двух противоположностей стремится представить движитель сущности, ее качественную определенность: «Если природа изначально есть двойственность, то уже в изначальной продуктивности природы должны быть заложены противоположные тенденции… это неизбежное, хотя до сих пор недостаточно осознанное противоречие (а именно то, что продукт может возникнуть лишь вследствие столкновения противоположных тенденций, а эти противоположные тенденции взаимно уничтожают друг друга) может быть разрешено только следующим образом. Устойчивое пребывание продукта немыслимо без постоянного воспроизведения. Продукт следует мыслить в каждый момент уничтоженным и в каждый момент вновь воспроизведенным. Мы видим, собственно говоря, не пребывание продукта, а только его постоянное воспроизведение… Изначально продукт не более чем просто точка, граница, и лишь под натиском природы на эту точку она как бы возвышается до наполненной сферы, до продукта». (Шеллинг Г. Философия искусства. М., 1966. С.196-198)

А вот как Р.А.Юсупов представляет проявление пульсирующей геометрической точки в физическом состоянии мироздания: «Основным процессом в эволюции является процесс ритмического поступления материи из Сингулярности во Вселенную. В ритме природы во Вселенную с момента ее зарождения поступает материя в форме крупиц материи (КМ). КМ представляют собой минимальные образования материи в нашей Вселенной. Они, по мнению автора, имеют форму 4-мерных шариков материи, содержащих одно и то же постоянное количество материи. Это есть элементарная единица материи. Материя есть физическая величина. Причем это уникальная физическая величина. Это основная физическая величина». Но очевидно, если поступает, то не материя, а временная точка и лишь в физическом состоянии она оформляется и превращается в материю.


Качество должно снять в себе количество и вернуть свою исходную абсолютную идеальность. Но в результате этого действия качества происходит опосредствование качества с количеством. Качество определяется не на уровне всеобщности, а на уровне особенности. Качество являет себя в непрерывности-длительности, а количество оказывается зафиксированным последовательным ритмом временных точек. Качественная непрерывность определяет бесконечную ритмизацию временных точек как прямую линию и в конце концов ограничивает ее формой треугольника, противопоставляя бесконечной горизонтали вертикаль.



2. Опосредствование внешней и внутренней определенностей.

Прямая линия есть результат снятости дискретного времени в непрерывном времени.
«Евклид: Линия есть длина без ширины ( Е2 ). Границы линии суть точки ( Е3 ). Прямая линия есть та, которая одинаково расположена относительно всех своих точек (Е4 )».

В геометрии есть две противоположности: одна качественная-идеальная смысловая-целеполагающая - это непрерывное время, другая количественная-реальная, которая представляет средство – это дискретное время. Непрерывное время представлено закономерностями формообразования. Идеальные закономерности едины со своим реальным структурным средством проявления – временными точками.

Взаимоопределение непрерывного и дискретного времени в пульсирующей точке дает множество стабильных-фиксированных временных точек, длящихся непрерывно, а само непрерывное время обретает реальность в интервалах между точками бесконечной прямой. Ритм «часто связывают…с такими физиологическими процессами как дыхание и кровообращение.… В особенности пульс.… Этот же тип ритма лежит в основе субъективного измерения времени, которое … достигает наибольшей точности в оценке пустых интервалов». (Ранние формы искусства. М., 1970. С.265. М. Харлап. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки). В интернете есть статья «Первобытные временные искусства», в ней анализируется соответствие математики музыке.

«Астрономия у Платона непосредственно следует за стереометрией: стереометрию он определяет в "Государстве" как "науку об измерении глубины", а астрономию - как науку о вращении тел, имеющих глубину. … Перечислив математические науки - арифметику, геометрию, стереометрию, астрономию, Платон завершает этот ряд наук музыкой, которая тоже принадлежит к математическим наукам. "...Как глаза наши устремлены к астрономии, - пишет Платон, - так уши - к движению стройных созвучий: эти две науки - словно родные сестры; по крайней мере так утверждают пифагорейцы, и мы с тобой, Главкон, согласимся с ними". И математика, и астрономия изучают математические соотношения: астрономия - в движении небесных светил, а музыка - в гармонических созвучиях. Пифагорейцы, подчеркивает Платон, положили начало музыке как науке: "Ведь они поступают совершенно так же, как астрономы; они ищут числа в воспринимаемых на слух созвучиях, но не подымаются до общих вопросов и не выясняют, какие числа созвучны, а какие - нет и почему". … В чем же состоит, по Платону, главная цель музыки как математической науки? Музыка здесь разделяет общую судьбу всех наук: ее предназначение - помогать душе восходить от низшего, чувственного бытия, ввысь, к созерцанию сверхчувственного, истинного бытия идей.». (П.Гайденко. История греческой философии в ее связи с наукой).


Прокл представляет движение как «течение точки». "Возможность провести прямую из любой точки в любую точку вытекает из того, что линия есть течение точки, и прямая - равнонаправленное (gleichgerichtete) и не отклоняющееся течение». (Гайденко,60). Но если точка не фиксирована, тогда теряется структурность ритма: элемент-интервал.

Идеальная устремленность прямой линии вперед есть самоутверждение качества существования. Ему противостоит реальность несуществования, устремленная к возврату существования в несуществование. Напряженность противостояния реальности несуществования идеальности существования, возрастает в движении линии и достигает своего максимума в предельной точке, прерываясь качественным скачком к поперечному направлению, представленному линией, перпендикулярной основному движению. Так осуществляется переход от линии к плоскости. «Поверхность есть то, что имеет только длину и ширину». Евклид.

Взаимоопределение вертикальной и горизонтальной линий дает поверхность, и первой такой определенной-ограниченной поверхностью оказывается треугольник.

В вертикальной линии, препятствующей бесконечному движению прямой горизонтальной линии, проявляется реальное количество продолжением вертикали в разные стороны. Это проявившееся количество осваивается-снимается в начале движения прямой линии – в самом ее основании. Крайние точки вертикали соединяются с начальной точкой так, что получается равнобедренный треугольник (ведь для вертикали обе стороны от горизонтальной линии равнозначны). «Что касается треугольников, то Платон в качестве их исходной ("образцовой") формы указывает два вида: прямоугольные равнобедренные треугольники (с соотношением сторон 1:1: EMBED Equation.2 ) и треугольники, представляющие собой половину равностороннего треугольника, в которых гипотенуза вдвое больше одного из катетов». (Гайденко,76)

«Вероятно, это и есть то, что ставил под сомнение в своей геометрии Евклид, вводя в геометрию пятый постулат. Пятый постулат придает плоскости Евклида свойства АБСОЛЮТНО ПЛОСКОЙ поверхности. Введение понятия кривизны, выводит геометрию Евклида из нереального плоского двумерного мира в реальный кривой трехмерный мир. … Двумерная абсолютно плоская геометрия Евклида становится частным случаем при условии, что радиус кривизны рассматриваемой плоскости или кривой стремиться к бесконечности. (В.Шендеров).
Бесконечный радиус кривизны обеспечивает снятость в качестве существования плоскости всей бесконечности реального количества несуществования.

«Двойка, выражающая начало "различия", соединившись с материей-пространством, предстает как линия, неограниченно продолжающаяся в обе стороны. У двойки, как мы знаем еще из разбора пифагорейской математики, нет "середины", которая "удержала" бы ее "концы", "скрепила" бы их друг с другом. В тройке эта середина налицо, а потому тройка - нечетное число - устойчива и довлеет себе. Но как в пространстве соединяется двойка-линия с единицей-точкой? Возьмем точку вне прямой и соединим ее отрезками с концами прямой; тем самым мы произведем операцию в пространстве, аналогичную соединению трех единиц или двойки и единицы. В результате мы получим новый геометрический объект - треугольник. (Построение правильного, т.е. равностороннего треугольника на данной ограниченной прямой, или операция нахождения точки, равноотстоящей от двух других точек ("концов" прямой) - первая теорема I книги "Начал" Евклида.). В результате соединения точки с прямой (единицы с двойкой в пространстве) прямая больше уже не может неограниченно продолжаться в обе стороны: третья точка "держит" оба ее конца. Как "тройка" - первое настоящее число, так и треугольник - первая пространственная фигура: точка и линия - это элементы "начала", из которых строятся геометрические фигуры. … При этом "переведении" чисел в пространство каждое новое число представляет пространственный элемент нового измерения: единица не имеет измерений ("не имеет частей"); двойка имеет одно измерение - "длину без ширины" ("Начала" Евклида, кн. I, определение 2); тройка имеет два измерения - длину и ширину. Треугольник, таким образом, есть "первая" (не во временном, а в логическом смысле) плоскость, ибо тройка означает два измерения». (П.Гайденко,67).

«Тройка, согласно пифагорейцам, - это элементарный треугольник, совершенная фигура. Что же касается двойки, то у нее недостает середины, поэтому она не имеет центра в себе и ей свойственно растекаться в беспредельность31. И в самом деле, двойка - это определение линии, а линия неограниченно простирается в обе стороны». (П.Гайденко)

Во временном пространстве нет размеров, а есть размерность. «Разме́рность — количество независимых параметров, необходимых для описания состояния объекта, или количество степеней свободы системы».

«Тройка, согласно пифагорейцам, - это элементарный треугольник, совершенная фигура. Что же касается двойки, то у нее недостает середины, поэтому она не имеет центра в себе и ей свойственно растекаться в беспредельность. И в самом деле, двойка - это определение линии, а линия неограниченно простирается в обе стороны». (П.Гайденко)

Геометрические объекты, стало быть, тоже можно рассматривать как "гибриды": в них логическое оказывается "сращенным" с некоторого рода "материей", а именно с пространством. (П.Гайденко,68)

«Видимо, переход от одного измерения к двум, от двух - к трем представляет собой такой же скачок; одномерная линия, двухмерная плоскость и трехмерное тело - это как бы три разных "состояния", между которыми - скачок, внезапный переход, осуществляемый не во времени, а "вдруг". "Деление", благодаря которому происходит "скачок" от n-мерного к n + 1-мерному миру, предполагает всякий раз "переход в другой род". Может быть, трудности понимания платоновского перехода в диалоге "Тимей" от треугольников к правильным многогранникам, а от них - к "стихиям": огню, воде и т.д. - также связаны с такого же рода "скачком"? Во всяком случае, подобное допущение не противоречит методу Платона». (П.Гайденко,69)


3. Возврат к единству внутренней и внешней определенностей.

Но кривых в геометрическом процессе нет, поскольку «любое движение под действием нескольких последовательных сил порождает только ломаную линию, состоящую из прямых отрезков. Линий, у которых ни один из участков не является прямой, в действительности существовать не может. Линии бывают либо прямые, либо ломаные». (В.А. Илюшин. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГЕОМЕТРИИ)

Первой фигурой с определенной площадью оказывается многоугольник с минимальным количеством углов – треугольник.

Объединяя точки в ритме, усложняемом по мере развития от пропорционирования отдельных элементов до композиции, стремящейся охватить все точки, качество-время определяет их из интенсивных в экстенсивные, т.е. превращает из внешних во внутренние, во внутреннюю определенность формы. «Экстенсивная и интенсивная величины суть, следовательно, одна и та же определенность определенного количества; они отличаются между собой только тем, что одна имеет численность внутри себя, а другая – вовне себя». (Гегель. Наука логики. Т.1. М.,1970. С.297).
Согласно диалектическому процессу, его завершение бесконечно возвращается к началу, определяя единичность-случайность начала на уровне всеобщности-необходимости свертыванием формы. Ритм превращается в замкнутую двумерную композицию, концентрирующуюся к центру, охватывая все точки и бесконечно снимая их в центре, в приближении к абсолютному качеству временной точки-сущности.
Бесконечное приближение к временной точке-сущности соответствует определению математического бесконечного и есть устремленность ограниченного пространства от дискретности-прямолинейности к его непрерывности-криволинейности.
Это состояние - топологическое пространство, характеризуемое множеством элементов временных точек, определенных предельными соотношениями.

Треугольник образует переход от линии к плоскости, а затем и к таким правильным многоугольникам, которые бесконечно приближаются к кругу по мере уменьшения граней и увеличения углов между ними до предела – 180-ти градусов. Так происходит возврат к абсолютному качеству геометрии – временной точке согласно закону отрицания отрицания. Количественное-необходимое достижение формы круга будет означать полное снятие внутренней-количественной точечной определенности во внешней-качественной определенности круга. Полная снятость внутренней определенности полагает нулевой радиус круга и, следовательно, отождествление с исходным абсолютным качеством геометрии - точкой.

Гегель сожалеет, что приходится представлять линию как множество одних, но именно так в особенности геометрии сохраняется ее непосредственное, бесконечно-количественно реализующееся основание – арифметика. Качественная непрерывность геометрии осуществляется в интервалах между точками, создавая их единство. Форма геометрии устремлена к своей бесконечности, поскольку бесконечно количество временнЫх точек, которые ей необходимо охватить-определить и снять в себе.
Качественная единичная-случайная свернутость плоскости в завершении процесса ритмизации полагает бесконечный-количественный возврат к временной точке и определение ее единичности-случайности на уровне всеобщности-необходимости.

Объединяя точки в ритме, усложняемом по мере развития от пропорционирования отдельных элементов до композиции, стремящейся охватить все точки, качество-время определяет их из интенсивных в экстенсивные, т. е. превращает из внешних во внутренние, во внутреннюю определенность формы. «Экстенсивная и интенсивная величины суть, следовательно, одна и та же определенность определенного количества; они отличаются между собой только тем, что одна имеет численность внутри себя, а другая – вовне себя». (Гегель. Наука логики. Т.1. М.,1970. С.297).

Форма превращается в замкнутую двумерную композицию-многоугольник, концентрирующуюся к центру, охватывая все точки и бесконечно снимая их в центре, в приближении к абсолютному качеству временной точки-сущности.
Бесконечное приближение к временной точке-сущности соответствует определению математического бесконечного и есть устремленность ограниченного пространства от дискретности-прямолинейности к его непрерывности-криволинейности.
Это состояние - топологическое пространство, характеризуемое множеством элементов временных точек, определенных предельными соотношениями.

Необходимо подчеркнуть, что геометрическая точка – это тот результат, который ожидался в завершении процесса мегалитической архитектуры. Но в качественном скачке вместо точки возникла единица. В абсолютном качестве геометрии точка мегалитической архитектуры все же осуществилась, и оказалась особенным состоянием непосредственности единицы. В завершении процесса геометрии сама геометрическая точка определяется от непосредственности до всеобщности через освоение-снятие в себе всего проявившегося количества несуществования.













Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Пост N: 2836
Зарегистрирован: 30.10.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.15 21:56. Заголовок: В геометрии качество..


В геометрии качество существования выделено из количества-несуществования и есть непрерывность, представленная временными закономерностями формообразования.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 64
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет