On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Не в силе Бог, а в правде!

АвторСообщение



Пост N: 2039
Зарегистрирован: 30.10.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.15 19:00. Заголовок: Диалектика Нового времени


Диалектика Нового времени

Трехчастный диалектический процесс Нового времени развивается согласно схемам: «синтез-анализ-синтез» и «тезис-антитезис-синтез», являя диалектический закон как наиболее общий метод развития мироздания. Диалектическому процессу предшествует единичное-случайное возникновение и определение абсолютного качества Нового времени. Этим абсолютным качеством оказывается гуманизм вечный - неизменный, идеально завершенный, соединивший в себе начало и конец. Так в качестве третьей части западнохристианского процесса осуществляется на уровне всеобщности непосредственное качество личности, заданное Августином Блаженным. На некоторой удаленности от качественного начала в нем проявляется реальное количество, которое разделяет начало и конец, определяя трехчастный диалектический процесс.

Абсолютное качество Нового времени

Настоятельная необходимость бесконечного-количественного завершения готического государства полным освоением-снятием в нем материального количества прервана неожиданно качественным скачком, в котором количество исчезло в идеальной личности богочеловека вместе с ожидаемой идеальной формой государства. Но абсолютным качеством, в котором снято готическое государство, оказывается гуманизм – абсолютное качество богочеловека. Абсолютное качество такое, в котором отсутствует-снято реальное количество. Как видно, абсолютное качество может возникнуть только единично-случайно качественным эмоциональным скачком, прервав бесконечное-количественное логически необходимое развитие. Августин Блаженный определил развитие христианского социума от града земного к граду божьему, и этот град божий завершался в готическом государстве. Но качественный скачок дал личность, в которой снято государственное количество.
Так неожиданным оказалось абсолютное качество Христа вместо ожидаемого евреями всемогущего мессии – защитника только евреев. Неожиданна единица математики, возникшая вместо геометрической точки, к которой была устремлена мегалитическая архитектура. Неожиданно возникновение субъективности-духа вместо абсолютной формы бытия в переходе от неорганического бытия к органическому бытию. Неожиданно и возникновение человеческого качества не в хищниках, а в травоядных, имеющих менее развитый мозг, но более близкое к человеческому, чувство любви. И т.д. Качество всегда неожиданно потому, что оно - прерыв последовательного развития - исчезновение количества. Возникшее качество, поэтому идеально, абсолютно-завершено и дает результат, который принципиально соответствует человеческой мечте и необходимости Вечности существования мироздания и который потом долго будет осваиваться количественно.

Абсолютное качество мистично. Это значит, во-первых, что оно необусловленно, во-вторых, оно не имеет в себе реальности (количества), оно чисто идеально. Абсолютное качество, поэтому, может быть воспринято и осознано лишь разумом. Абсолютное качество, возникшее в начале третьей части целого западнохристианского процесса, настолько значимо, что никакое другое качество не может сравниться с ним. Даже марксистское завершение западнохристианского процесса есть только бесконечное-количественное приближение к исходному абсолютному качеству – богочеловеку. Человек в качестве Нового времени осознал себя богом со всеми вытекающими отсюда последствиями, прежде всего ответственностью за мир и за себя.

Проявление абсолютного качества в образе Петрарки есть единичное-случайное снятие в нем реального количества – множества людей.

Абсолютным качеством Нового времени является гуманизм. Гуманизм определяет человека не только как богочеловека, но и как бога. «Человек становится творцом самого себя. … Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. … Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале». «Человек был подобен богу в качестве со-творца».

Бог в качественном скачке от Схоластики к Новому времени снял в себе противопоставление материальности и отождествился с человеческим качеством – сознанием. Бог снял себя в человеке. В понятии гуманизма заключены бог, государство, личность. В целом же это любовь всепоглощающая, сам осуществленный абсолютно смысл существования Вечности, олицетворенный Петраркой. «В поэме «Триумфы» («Trionfi») поэт Петрарка аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. … В поединке с Августином, олицетворяющем религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает гуманистическое миросозерцание Петрарки». (Википедия)

Любовь – самоотрицание своего «Я» в другом «Я», соединенность с другим «Я» через снятость материального тела… Это платоническая любовь, которая могла бы соответствовать любви к богу в схоластике… Но эта любовь земная и в ней снята материальная реальность - такова символическая любовь Петрарки к Лауре. Чистота и сила чувства-любви говорит сама за себя, переполняя человека жизненным смыслом. И эта полнота чувства счастья достигнута в человеке. Умирают телесные воплощения этой любви, но любовь остается вечным символом, ведущим человека к осуществлению этой мечты не единично-случайно-качественно, а всеобще-необходимо-количественно. Количество не заставляет себя долго ждать, оно проявляется как несуществование-ничего в смерти сначала Лауры, а затем и Петрарки. Но несуществование побеждено вечным существованием-всесохранением любви. Это состояние идеальной завершенности абсолютного качества гуманизма.

Переход от Схоластики к Новому времени соответствует переходу от неорганического бытия к органическому бытию и к субъективности. Моделирование возникновения субъективности в качестве Нового времени изменило отношение познания к ней, и субъективность получила соответствующую ей оценку: «Понятие «субъект» первоначально (напр. у Аристотеля) обозначало носителя свойств, состояний и действий, и в этом отношении было тождественно понятию субстанции. Начиная с 17-го в. понятие «субъекта», как и соотносительное с ним – «объект», стало употребляться прежде всего в гносеологическом смысле. Под субъектом ныне понимается активно действующий и познающий, обладающий познанием и волей человек; под объектом, - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта» (Фил.сл.М.,1972.С.398-399). Очевидно, если под субъектом понимать качество органического бытия в целом, то он должен быть определен как идеальный качественный смысл и цель, а объект – как средство реализации этой цели.

Именно субъективность в гуманизме определилась как богочеловек. Субъективность в ее исходном химическом органическом состоянии представлена катализом, в котором исчезли движение и материя как форма вообще. Субъективность является чистым смыслом-духовностью Вечности. Материальная реальность в абсолютном качестве субъективности снята до самого своего основания – ничего (ничто), и это основание представлено в знаке – объективности. Знаковая реальность – объективность оказывается реальностью органического бытия, что соответствует чистой разумной-теоретической определенности процесса Нового времени. В теоретическом абсолютном качестве Нового времени – гуманизме снята его материальная практика католичество. Вместе со снятием католичества в основании оказывается снятым божественное-человеческое чувство всеобщей любви и вскрывается лежащее под ним третье животное чувство – родовая любовь.

Новое время – третья часть целого западнохристианского процесса определенная законом отрицания отрицания, возвращающим завершение диалектического процесса к его началу. Таков и результат абсолютного качества Петрарки определившего единичность-случайность Августина Блаженного на уровне всеобщности-необходимости. Это и личность Августина, представленная в «Исповеди», и «любовь, тождественная воле». (Кунцм71) Всеобщность-необходимость Петрарки, однако, получена качественным скачком, т.е. единично-случайно.

«Петрарка, живо интересовавшийся астрологией и алхимией, искал и нашел свой эликсир жизни в образе целомудренной, божественно-прекрасной женщины, ставшей его путеводной звездой на пути к бессмертию. Имя Петрарки запечатлено золотыми буквами в истории человеческой цивилизации, для последующих поколений оно стало символом очищающей и возвышающей силы истинного чувства. Любовь к Лауре стала для него, живого человека со всеми слабостями и грехами, алхимической ретортой, в которой человеческое естество переплавилось в благородный металл». (Валяев А.)

Абсолютное качество Петрарки и гуманизма является идеальным вечным-завершенным, но на некоторой удаленности в нем проявляется реальное количество, дающее начало диалектическому процессу освоения этого количества.



Диалектический процесс Нового времени.

Ранний период Нового времени. Гуманитарное состояние. (15 -16 вв.)
Средний период Нового времени. Государственное состояние. (17 – 18 вв.)
Поздний период нового времени. Экономическое состояние. (19 -20 вв.)


Диалектический процесс Нового времени соответствует структуре общественных наук: гуманитарные науки - науки о государстве - экономические науки.

С проявлением количества на некоторой удаленности от абсолютного качества гуманизма в нем начинается диалектический процесс. Количественная материальная реальность практическая, противоположная теоретическому качеству и являющаяся его основанием, утратила свою человеческую определенность вместе со снятостью божественной всеобщей любви. В переходе от Средневековья к Новому времени эта божественная всеобщая любовь снята в человеческом сознании, и под ней оказалось высшее животное чувство родовой любви. Это чувство проявляется гипертрофированностью семейных родовых связей – обожествлением, как это представлено темами «святого семейства» и «мадоннами с младенцами» на качественном – смысловом уровне с одной стороны и общей разнузданностью-дикостью нравов практического основания, свидетельствующих о переходе от человеческого к животному уровню развития – с другой стороны.

Противоположность теоретического качества западного христианства и реальной католической практики основания поражает своей крайностью: с одной стороны это бесконечное возвышенность гуманизма, с другой – возврат к скотскому состоянию, как его представил Иероним Босх.



Ранний период Нового времени – гуманитарный (15–16 вв.)

Первая часть. Философия. Сознание едино с реальностью.
Вторая часть. История. Сознание опосредствовано с реальностью.
Третья часть. Искусствознание. Сознание вернулось к единству с реальностью.

Количественная реальность в теоретическом качестве осваивается гуманитарными науками: философией, историей, искусствознанием. Но прежде всего субъективность являет свою знаковую реальность в словесном искусстве – языке. То, что в органической химии определилось в знаке – генетическом коде, в первобытных временных искусствах оказалось на человеческом уровне языком. Это и есть знаковая реальность – объективность, представленная в своей языковой непосредственности. Знаковая реальность пришла на смену материальной реальности. Со знаковой реальности начато проявление абсолютного качества Нового времени – гуманизма, как это ярко представлено поэзией Петрарки.

Ранний период Нового времени в своем теоретическом западнохристианском качестве представлен гуманитарными науками, в которых абсолютное качество Нового времени – гуманизм осваивается количественно. «Салутати дал широкое обоснование комплекса гуманистических дисциплин — studia humanitatis, включив в них грамматику, филологию и поэзию, риторику, диалектику и педагогику, но главное место отводил этике, тесно связанной с историей и политикой».


Философия

Философия сняла в себе религию и обрела самостоятельность как наука. Философия – первая основная непосредственная часть диалектического процесса Нового времени. В ней сознание едино с реальностью. Философское сознание - «Я» заключило в себе реальность мироздания подобно богу и поэтому вслед за религией способно формировать человеческое мировоззрение. Марсилио Фичино определяет человека в его единстве с мирозданием «как существа духовного», соединяя Платона с богом. (Кунцм99). «Главная философская работа Фичино – Платоновская теология о бессмертии души (Theologiae platonicae de immortalitate animorum, (1482). Фичино сводит Вселенную к пяти фундаментальным принципам: Богу, небесному духу, расположенной в центре разумной душе, качеству и телу. Главной темой труда является бессмертие души. Таким образом, центром иерархии оказывается не Бог, а человек».

Далее значимость человека конкретизируется Пико де Мирандолой. Пико считает, что «Человек занимает в мироздании особое положение в силу того, что он соединяет в себе земное (животное) и небесное (божественное) начала. Более того - существование человека не предрешено полностью Богом и человек - сам творец своей судьбы...
Бог в представлении Пико – некое абстрактное единство, целостность, он существует везде и нигде не локализуется. Бог есть самосущность бытия, поэтому он стоит над сущностью, лишен всякой определенности. Помещенный вне иерархии, бог вместе с тем постоянно присутствует в мире.
Понятия Любви и Красоты также являются в числе основных категорий у Пико. Не случайно именно его историки сейчас называют выразителем эстетических идеалов Возрождения, без упоминания его учения не обходится ни один учебник по эстетике. Любви как вершине интеллектуального созерцания посвящено первое большое произведение Пико – «Комментарий на Канцону о любви», написанный им в возрасте 23 лет. Пико де Мирандола не признает красоту Бога, потому что он прост и совершенен». Моральное совершенствование достигается с помощью этики…
«Это богоборчество без вызова, смысл его отнюдь не в том, чтобы свергнуть бога, а в том, чтобы обожествить человека, причем обожествление человека не должно означать расчеловечевания». (Савченко А.)

У Пьетро Помпонацци – поклонника Аристотеля представлено опосредствование человека с мирозданием. «Натурфилософия явилась прямым следствием гуманизма, предполагавшего тесную связь человека (микрокосма) с природой или вселенной (макрокосмом), в результате чего возник взгляд на самого человека как на объект, а природа субъективизировалась».
В представлениях о мире Помпонацци придерживался идеи космического детерминизма, свободного от божественного вмешательства. Движение передается интеллигенциям (душам небесных сфер) неподвижным перводвигателем, а от них - низшему подлунному миру. Детерминизм представлен как идея вечного круговорота».

Франческо Патрици (1529 - 1597) считает, что «Причиной и началом всех вещей является материя - телесная и постоянно движущаяся субстанция, представленная в образе потока. Признание необходимого характера отношений Бога и мира шло вразрез с идеей креационизма, согласно которой Бог творил мир не по необходимости, а по благости».

Развитие философии от идеальности Фичино к реальности Помпонацци и Патриции это развитие от качества к количеству… Такая направленность развития философии показывает, что реальное количество побеждает, подчиняя-снимая в себе качественную божественную идеальность. И действительно, физические открытия как бы говорят сами за себя: Коперник научно доказывает, что Земля не является центром мироздания, религиозное качественное мировосприятие оказываются неистинным и, следовательно, не имеет ценности.
Всеобщая любовь гуманизма бесконечно соединяется с реальностью, что проявляется в этике. Если представить философию, как ее представляли стоики, то начало – Фичино, представивший человека как духовное создание, середина – Пико и Помпонаци, различившие в человеке душу и тело, а завершение – Франческо Патрицци с его тотальной материализацией.
В этике реальность бесконечно-количественно снимается в человеке, и сознание определяется на уровне всеобщности-необходимости.

Все более осваивая реальность сознание стремится свое идеальное отождествление с богом превратить в реальное через количественное-научное освоение природы. При этом качественный смысл – любовь теряется в средстве. Реальное средство начинает довлеть над идеальным смыслом и все более подчинять его своей объективной необходимости. Но как показывает структура гуманитарных наук, стремление человека освоить и снять в сознании материальную реальность не исчезает и в конце концов когда ситуация достигает предельной напряженности, делает качественный скачок к истории.

В абсолютном качестве истории реальность оказывается снятой в сознании. Реальность является сначала непосредственным (неотъемлемым от сознания) материальным телом человека – средством проявления и реализации сознания, тогда как само сознание есть его определяющая форма.


История

«Индивидуальный человек на основании античных моделей, представлен здесь исключительно материально … - телесно. Но, согласно средневековым моделям, он мыслит себя уже как личность, постоянно стремящуюся абсолютизировать себя в своем гордом индивидуализме, в своем самостоятельном, ни от кого и ни от чего не зависящем существовании. Поэтому эстетика Ренессанса не космологична и не теологична, но антропоцентрична… Все земное для возрожденческой эстетики пока еще было насыщено глубочайшей идейностью и духовным благородством, для которого с точки зрения Ренессанса не было настоящей свободы ни в античности, ни в средние века. Но античность в лице неоплатонизма все же была ближе к обоснованию возрожденческого антропоцентризма…»
В философии сохраняется непосредственное единство качественной идеальности с количественной реальностью. Человеческое качество сохраняет единство с мирозданием. В истории человеческое качество – сознание выделено из материального мироздания и противопоставлено ему в форме снятой животной материальности – тела человека. Человек осваивает свою материальную реальность, обращаясь к античности, в которой форма человеческого тела прекрасна вплоть до совершенства. Природа должна быть освоена так, чтобы такое же прекрасное тело получилось и у человека Ренессанса через освоение внутренней и внешней материальности. «Другого обоснования для своего духовного понимания материального человека Ренессанс пока еще не знал». Но реальное количество должно быть освоено и снято, чтобы человек вернулся к своей исходной абсолютной форме и определил ее непосредственность на уровне всеобщности через освоение всего проявившегося количества.
В истории теоретическим западным христианством разумно осознается поведение своего практического материального основания - людей эпохи Возрождения. Это поведение определено переходом практического основания западного христианства – католицизма от уровня божественной и человеческой всеобщей любви к высшему животному чувственному уровню родовой любви. Но, очевидно, этот высший животный уровень не удерживается и проявляется далее в низших животных уровнях: эгоизме и половой любви, которые определяются уже не сдерживаемыми религией телесными потребностями.

Так на уровне всеобщности бесконечно осваивается материальная реальность человеческого тела через постижение всего внешнего индивиду материального количества, в том числе и самого множества людей. Познание внешней материальной реальности приближает достижение сознанием своей завершенной формы и, в конце концов, этот бесконечный-количественный процесс прерывается качественным скачком к искусствознанию, снимая реальность в сознании и возвращая человека к единству с миром. Таков переход от истории к искусствознанию.

Искусствознание

В качественном скачке к искусствознанию человеческое качество – сознание снимает в себе свое материальное тело в музыке-мелодии. В мелодии проявляется душа человека. «Итальянцы были одержимы идей восстановить тонкость и изысканность античного искусства. Темы и идеи античности проявились в различных искусствах, прежде всего в визуальных — живописи, скульптуре, архитектуре, но и музыканты, движимые общей гуманистической идеей, также выразили свое понимание античности». (М. Григорьева).

Гегель начинает классификацию искусств с архитектуры, хотя уже наблюдение за детьми показывает, что развитие и освоение искусства начинается не с пространственных, а с временных искусств. И это понятно, ведь архитектура уже нуждается в точном познании и в опосредствовании с человеческим телом, тогда как временные искусства непосредственно связаны с телом человека.

По мере развития искусств от временных к пространственным в сознании проявляется и осваивается материальное количество вплоть до его предельного обобщения и всеобщего восприятия-освоения, как это представлено в искусстве красивого - архитектуре. Искусствознание начинает с постижения временнЫх закономерностей мироздания в музыке, а заканчивает осознанием пространственных закономерностей в архитектуре, В первобытном завершении это была мегалитическая архитектура. Идеальное сознание противопоставляет себя внешней материальности и бесконечно осваивает-снимает ее в себе.
Но такое возвышение сознания происходит только на теоретическом уровне западного христианства. Само же практическое-католическое основание деградирует, все более материализуется и готово перейти от уровня третьего животного чувства - родовой любви к уровню второго животного чувства – половой любви. Животные чувства осваиваются разумно, и в этом проявляется опосредствование практического основания с теоретическим западнохристианским качеством.

Бесконечное-количественное освоение сознанием в себе материальности прерывается качественным скачком к морали, с которой начинается государство как социум людей непосредственно (стихийно, природно) сознательных.
Теоретическое качество западного христианства определяет свое практическое количественное основание – католицизм, но и основание воздействует на качество. Практическое количество устремлено к все большему соединению с материальностью, все более материализуется, а теоретическое качество все более определяется в знаковой реальности, снимая в ней материальную реальность.

В раннем – гуманитарном периоде Нового времени теоретическое качество сохраняло непосредственное единство со своим количеством. Практическое количество определялось родовой любовью и двигалось в своем самоопределении от предельного приближения к всеобщей любви до предельного приближения к половой любви.















Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Пост N: 2042
Зарегистрирован: 30.10.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.15 19:28. Заголовок: В этой первой части ..


В этой первой части представлен ранний период Нового времени - гуманитарное состояние. (15 -16 вв.). Здесь определяется содержательный уровень гуманизма.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 76
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет