On-line: Solonin, Vanya_vanya, гостей 1. Всего: 3 [подробнее..]
Не в силе Бог, а в правде!

АвторСообщение



Пост N: 6
Зарегистрирован: 30.10.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.13 12:11. Заголовок: существование против несуществования



Существование есть, а несуществования нет!
Откуда же тогда берется эта отрицательность - несуществование, делая наше существование ущербным – конечным?
Несуществование кажется даже сильнее несуществования. Ведь в борьбе жизни со смертью всегда побеждает смерть и всё, как говорят, имеет свой конец.
Но возможно, несуществование воздействует только на конечные предметы и явления, а не на мироздание в целом? Может быть, мироздание все же вечно?
Мироздание действительно демонстрирует свое оптимистическое развитие «от низшего к высшему», переходя от неорганического состояния к органическому, от животного к человеку, от человека к богочеловеку, от богочеловека к человекобогу Возрождения... Мечта человека о вечном существовании выражена бесконечным приближением к Богу. Если существование развивается «от низшего к высшему», то, очевидно, в целом мироздании существование сильнее несуществования и, в конечном счете, преодолевает его.
Нет ничего, кроме существования!
И все-таки, как показывает практика, несуществование есть!
Что же такое это несуществование, откуда оно взялось и всегда ли присутствовало в существовании? Как несуществование оказалось в существовании и, более того, как несуществование, которого нет, превратилось в реальность существования?
Религия эмоционально абсолютизирует существование и несуществование, крайне противопоставляя их. Абсолютом существования является Бог, а абсолютом несуществования - Дьявол. Эта религиозная персонификация добра – существования, созидания и зла – несуществования, разрушения, как показывает действительность, является глубочайшей истиной мироздания, которую науке необходимо постичь.
Очевидно, для постижения этой истины нет другого пути кроме, как начать сначала: с момента перехода мироздания от несуществования к существованию.

Существование качественно отличается от несуществования! Но это качественное различие сознательно упускается так, что вместо существования вперед выдвигается сущность как некий уже достигнутый результат процесса существования. Так Гегель совершенно безосновательно представляет несуществование абсолютным существованием, абсолютной идеей (абсолютным разумом), определяющим весь процесс мироздания. То же делает материализм, начиная процесс мироздания с бесконечного материального количества. И у Гегеля и у материализма началом оказывается количественная реальность, представленная у Спинозы двумя субстанциями - разумной и материальной: «нам известны лишь две по их собственной сущности, а именно: мышление и протяжение» (10).
Но ведь ясно, что мышление, и материя несамостоятельны, поскольку они требуют для себя первопричины, и поиск этой предварительной обусловленности отодвигает всякое начало в бесконечность. Вместе с неопределенностью начала исчезает и качественное отличие существования от несуществования в мироздании. Если же представить истину несуществования как отсутствие всякой определенности, то такого разумного обоснования начала просто нет, не может быть!
Экзистенциализм поднял проблему существования утверждением, что «существование предшествует сущности». Но не только сущность, а и само бытие оказываются результатом возникновения существования и, при этом, не из чего-то, существующего до него, а только из самого себя, из своего несуществования. Такова нелогичность качественного скачка, определяющего начало всякого диалектического процесса: «начало» - довольно хитрое понятие: будучи началом логики, оно должно выходить за ее пределы, т.е. быть чем-то нелогичным. Будучи же началом данной логики, должно включаться в нее» (5).
Качественный скачок самостоятелен, он не нуждается в необходимом-разумном обосновании и возникает единично-случайно.
Качество существования абсолютно, поскольку в нем полностью исчезло его несуществование. Оно поэтому – вечность. Когда говорят, что мироздание развивается «от низшего к высшему», то упускают абсолютное качественное начало, которое есть абсолютная завершенность, уже осуществленная идеально мечта. У мечты начало и конец соединены, поскольку между ними отсутствует количественный переход.

Очевидно, нужно признать, что качественное начало - скачок является чистой эмоциональностью, принципиально не имеющей никакого обоснования, но именно эмоциональный скачок есть первая определенность существования. Абсолютная эмоциональность есть идеально завершенный смысл и цель существования.

Казалось, что эмоциональность возникает только на уровне животной органики, определяется животным телом и исчезает вместе с ним. Но оказывается, эмоциональность всегда определяет существование и предшествует разуму, который является ее логическим средством.
На некоторой удаленности от качественного скачка количество проявляется вследствие того, что существование возникло не всеобще-необходимо, а единично-случайно. Количеством оказывается несуществование существования.
Так несуществование входит в существование и становится его основанием, реальностью и количеством. С проявлением количества качество вечности из абсолютного-идеального превращается в относительное-реальное.
Количество устремлено к возврату существования в несуществование.
Начало и конец вечности с проявлением количества оказались разделенными средней-особенной частью, и качество вечности из статичного-завершенного превратилось в диалектический трехчастный процесс. В нем средняя часть количественная, и весь процесс соответствует схеме: синтез-анализ-синтез. В крайних частях качество-существование едино со своим количеством-несуществованием, а в средней части опосредствовано с ним. Конец диалектического процесса возвращается к началу и определяет его единичность-случайность на уровне всеобщности-необходимости вследствие освоения всего количества несуществования. Каждая часть процесса превращается в самостоятельный диалектический процесс со своей собственной качественной определенностью и диалектической трехчастностью. При этом качество всегда неизменно, оно абсолютно-единично-случайно, возникает скачком и есть вечность, в которой на некоторой удаленности от начала проявляется и осваивается соответствующий количественный уровень развития. Бесконечное-количественное завершение каждой части на уровне всеобщности-необходимости прерывается очередным качественным скачком и т. д.
Качество есть существование, преодолевающее количество-несуществование эмоциональным скачком. Качество появляется «не из предыдущего, а непосредственно из себя», прерывая «чисто количественное постепенное движение вперед». (Гегель, стр.463-464)(1)





В человеческой деятельности несуществование осваивается существованием в диалектическом процессе:
1) ВременнАя деятельность – непосредственность.
2) Пространственная деятельность – особенность.
3) ВременнАя деятельность - всеобщность.


1) ВременнАя деятельность - непосредственность

Человеческое качество единично-случайно и завершено в себе как идеал вечности. Возникшее человеческое качество – сознание есть абсолютное существование - сама вечность, явившая себя в своем абсолютном начале.
На некоторой удаленности от качественного абсолюта - сознания в нем проявляется количество, превращающее человеческое качество из абсолютного - идеального в относительное – реальное, представленное диалектическим трехчастным процессом первобытных временнЫх искусств. Количество – несуществование осваивается в человеческом качестве с помощью коллективного сознания вечности коммуникацией, связующей количество в единое целое в приближении к качественной единичности.
Первобытные временнЫе искусства это основная - непосредственная часть человеческой истории, длившаяся миллионы лет и определившая не только начало человеческого качества, но и его завершение. Вечность не только переделала животное тело в человеческое, но и заменила конечную материальную реальность сознания на знаковую - вечную реальность. В музыке вечность переделала голос из животного в человеческий. В танце она сформировала человеческое тело, а в словесном искусстве заменила биологическую материальную реальность сознания знаком-языком.
Вечность преобразовала материальную реальность сознания в знаковую реальность, использовав для этого процесс мироздания и, в частности, бытия от его непосредственности, через особенность, к всеобщности. Об этом свидетельствует тождественность структур первобытных временных искусств и фундаментальных наук.
Так, «музыка есть скрытое упражнение в арифметике души не умеющей себя вычислить» (Лейбниц).
Танец соответствует особенности неорганического бытия с его противопоставлением движения материи, начиная с взрывного начала – скачка от предельной музыкальной ритмической напряженности к движению (сравнение с Большим взрывом) и завершая подобием кристаллизации – соединением движения с материей в символике пантомимы (поза, жест и др.). Средняя часть – космическое вращение, в которой движение максимально выделено и противопоставлено материи, характерна для первобытных танцев (особенно шаманских).
Словесное искусство соответствует органическому бытию, а человеческий язык - генетическому коду, представляющему органическую-знаковую реальность. В абсолютном качестве словесного искусства материальность полностью снята вплоть до несуществования в знаке несуществования – молчании, который оказывается основанием объективности.
Вечность в словесном искусстве показывает, что не материальная реальность является средством органики, а знаковая реальность - объективность.
Вечность в процессе бытия определилась от времени в музыке, через движение в танце, к субъективности в органическом бытии. Несуществование определено в процессе бытия от количества во времени, через оформленное количество – материю в движении, к знаку в субъективности.
На некоторой удаленности от качественного начала словесного искусства – молчания звуковое количество проявляется и осваивается в разговорном языке до его бесконечного снятия во всеобщности молчания - исихазме.
Освоенность несуществования в исихазме предельно приближает сознание к высшей духовной чистоте, конкретизируя начало вечности. В первобытных временных искусствах представлено в развитии наиболее общее человеческое ощущение прекрасного от его исходной неопределенности в мелодии до предельной конкретности в поэзии.(3)

2) Пространственная деятельность - особенность

Бесконечный процесс освоения количества в исихазме был прерван качественным скачком к первобытным пространственным искусствам. Субъективность в этом переходе получила внешнюю определенность – идеальную форму социума, в которой материальное количество исчезло. Так смоделирован переход от непосредственности органической химии к особенности биологии. Словесное искусство с его непосредственным знаком претендовало на полную завершенность органического процесса субъективности. Но с возникновением пространственных искусств словесное искусство оказалось ограниченным его соответствием органической химии, а знак из непосредственного - временнОго превратился в особенный – пространственный.
Средняя - особенная пространственная структура человеческой деятельности есть трехчастный диалектический процесс:
2.1) Первобытные пространственные искусства.
2.2) Наука.
2.3) Пространственное материальное производство.
Поворот структуры к ее началу осуществлен в науках о государстве так, что он делит всю структуру человеческой деятельности на познавательную и созидательную. Пространственное материальное производство оказывается зеркально симметричным первобытным пространственным искусствам, а временное материальное производство – первобытным временным искусствам. В завершении целой структуры человеческой деятельности ее конец бесконечно соединяется с началом. Качественный скачок преодолевает количественную бесконечность, начиная новый виток спирали человеческой деятельности во времени.

2.1) Первобытные пространственные искусства являются основной-непосредственной частью пространственной структуры. Они развиты коллективным сознанием вечности и претендуют на полную завершенность особенности - формы социума. Социум определяется качественно коммуникацией-чувством-любовью, через знаковое освоение реального пространства от единичности до всеобщности. Единый субъективный процесс растения-животные-человек моделируется вечностью так, что растительное и животное состояния осваиваются средствами искусства, а биологическое человеческое состояние – фундаментальной наукой.
В идеальном социуме неандертальцев-собирателей полностью снята внутренняя определенность. Это состояние представлено пространственными знаками: ямками-углублениями в камне и оттисками кистей рук на глине.(8) Форма в этих знаках претендует на абсолютность, поскольку определена только контуром. Реальное количество в форме социума представлено неандертальцами, и оно осваивается пространственными закономерностями формообразования, начиная от целостной композиции, через ее разворачивание в ритме, к свертыванию композиции в пропорционировании - определении отдельного индивида. Восприятие закономерностей формообразования самими неандертальцами явлено настенными композициями – так называемыми «макаронами».(8) Количество социума, таким образом, осваивается в растительном предчувстве любви к красивому, бесконечно вознося каждого реального неандертальца до идеальности социума.

Эта необходимость социума неандертальцев осуществлена скачком качественно-единично-случайно возникновением самосознания «Я» в кроманьонце. Эгоизм - «Я» проявляется в чувстве любви к себе, к своему телу и в религиозном самосознании – тотемизме. Очевидно, этот скачок от неандертальца к кроманьонцу осуществлен на генетическом уровне, моделируя переход от растений к животным.
Если в растениях форма, по сути, была представлена идеально - композицией, то в переходе к животному состоянию она обрела материальную непрерывность. Реальное пространство здесь осваивается на уровне непосредственности в пространственном знаке - реалистическом изобразительном искусстве. Нарастание обобщения в реалистическом искусстве от минимального в трехмерности скульптурного макета зверя, через двумерность настенных фресок, к максимально возможному обобщению в одномерности линейности-точечности графики показывает претензию эгоизма на освоение всех уровней пространства. Таково приближение кроманьонцев к социальной форме через бесконечное-количественное освоение материальности. Определение первого животного чувства от агрессивного эгоизма, через эгоизм самосохранения, к эгоизму самоудовлетворения показывает приближение к его предельному материальному насыщению.

Количественное определение формы социума кроманьонцев прерывается знаковым скачком от реалистического искусства к декоративному искусству. При «переходе к следующим архаическим эпохам в связи с изменением эмоционального фона производства (развитие земледелия и скотоводства) преобладавшая до этого сюжетно-образная форма была обречена на деградацию и уступила первое место абстрактно-орнаментальному творчеству». (А.Столяр)(8)
Как показывает пространственный знак, форма обрела самостоятельность уже в ритуальном символе так называемого «женского треугольника», очевидно давшего начало письменности. Таков результат перехода «от образа зверя к образу женщины». (А.Столяр)(8).
Самостоятельная форма оказывается способной совмещать в себе множество самых различных проявлений реальности. Пространство осваивается от минимального ассоциативного обобщения ритуальной женской символики (женщина-птица), через неявную ассоциативность и бесконечное повторение элементов в орнаменте на предметах быта, к максимальному - неассоциативному обобщению превращением элементов орнамента в точки, которые соединяются в линию, а сама линия обретает непрерывность соединением конца с началом в круге. То количество, которое еще сохраняется, бесконечно снимается в точке центра вращением колеса (гончарного или телеги). Освоение пространства начато с определения женской материальности, а завершается материальной всеобщностью. Первобытное состояние в целом характеризуется синкретизмом – соединенностью искусства, науки и производства в их неразвитом состоянии.
Значимость матриархата, представлена одушевлением женского начала в религии - анимизме. (А.Столяр)(8) Субъективность преодолевает, казалось бы непреодолимый эгоизм генетически отрицанием своего тела в другом теле, переходя от отношения «Я» к отношению «Ты». Таков результат выделения и противопоставления мужского начала-движения женскому началу – материи во втором животном чувстве – половой любви. Существование отрицает себя в несуществовании, но только затем, чтобы определить свою форму. Здесь вечностью моделируется процесс неорганического бытия, в котором движение выделено в собственной форме и противопоставлено материи.

Бесконечное освоение количества в особенной форме колеса прерывается скачком от декоративного искусства к искусству красивого, в котором пространство оказывается определенным и снятым на уровне всеобщности. М.Каган осознает необходимость перехода от декоративного искусства к искусству красивого: «Нарастание декоративности… вплотную подводит ее к тому рубежу, где последняя соседствует с неизобразительным языком архитектонических искусств» (7). В абсолютном качестве искусства красивого количество исчезает вообще, а вместе с ним исчезают внешняя и внутренняя пространственные определенности в чистом идеале социума патриархата. Всемогущество этого состояния осознано в религии колдовства.(2) Все множество «Я» снято в его всеобщей определенности - «Мы». Так субъективностью представлена абсолютность высшего животного состояния, которое определенно третьим животным чувством – родовой любовью.
Но на некоторой удаленности от абсолютного начала количество проявляется в виде тяжелейшей материальности мегалитической архитектуры. Особенная форма в виде колеса здесь оказывается снятой в своей внутренней структуре, определяемой пространственными закономерностями формообразования от композиции кромлеха, через ритм мегалитов, к пропорционированию отдельного - центрального менгира. Три пространственных измерения менгира гармонизируются и снимаются в одном измерении – радиусе шара. Бесконечное уменьшение радиуса приближает шар к геометрической точке, в которой материальное количество должно полностью исчезнуть. Каменные шары с обозначением на их поверхности множества точек до сих пор находят около кромлехов. Такое завершение искусства красивого показывает, что животное чувство родовой любви постепенно освобождается от своей материальной зависимости и приближается к человеческому чувству всеобщей любви, а также и к идеальному социуму неандертальцев, но, как заметил Гегель «падает под ударами рода».(4)

2.2) Наука

Качественный скачок прерывает количественное развитие искусства красивого, давая в результате не геометрическую точку, а единицу математики, которая начинает точное (точечное) познание и определяет переход от первобытного состояния, отягощенного материальностью, к послепервобытному состоянию, полностью освободившемуся от материальности в объективности знака науки. Фундаментальные науки оказываются результатом развития первобытного состояния, они завершают диалектический процесс: временные искусства – пространственные искусства – фундаментальные науки. Фундаментальные науки есть всеобщность временных искусств и эта всеобщность достигнута через особенность пространственных искусств, освоивших реальное пространство настолько, что в результате получена его абсолютная знаковая определенность – единица непосредственного бытия.
Фундаментальные науки завершают моделирование субъективностью своего биологического процесса растения-животные-человек бесконечным приближением к собственно человеческому качеству – сознанию предельной объективацией головного мозга высших животных его соединением с математикой. Эта необходимость возврата к началу точного познания и определению его единичности-случайности на уровне всеобщности убедительно представлена современным искажением структуры фундаментальных наук, предзаданной вечностью. Так математика и математическая логика переносятся из начала в завершение фундаментальных наук, оказываясь между ними и общественными науками.

Бесконечное освоение материального количества в головном мозге высших животных прерывается качественным скачком к естественному интеллекту и к общественным наукам, в которых сознание оказывается выделенным в своей собственной субъективной определенности «Я» в единстве со своим собственным объективным средством – мышлением: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт). Философия является абсолютным качеством общественных наук, поскольку в ее субъективности как смысле и цели снят сам пространственный знак – объективность. Социум здесь есть существование, выделенное и крайне противопоставленное несуществованию.
Наука определяет послепервобытное познание человечества. Но и первобытное интуитивное познание, заданное искусством и религией, продолжает свое развитие. Искусство здесь основывается на точном познании, как это представлено системой искусств Гегеля, начатой с архитектуры. Продолжается и первобытный религиозный процесс. Он определяется на уровне особенности - выделением и противопоставлением бога человеку («раздвоение сознания»)(2), а затем и на уровне всеобщности – соединением бога с человеком в богочеловеке Христе. Этот возврат к единству бога с человеком определяет непосредственность первобытного религиозного процесса на уровне всеобщности.
Свойство философии как «науки наук» совмещать в себе все виды познания дает ей возможность научного целеполагания человеческого общества – так являет себя форма социума в средней части диалектического процесса. Форма здесь самостоятельна (как это представлено в декоративном искусстве), она соединяет и обобщает в себе всё материальное количественное многообразие в едином знаке - деньгах. Бесконечная реализация естественного интеллекта в общественных науках от единичности до всеобщности прерывается скачком к искусственному интеллекту кибернетики, начиная прикладные (технические) науки.
В общественных науках происходит поворот от познавательной части науки к ее созидательной части. Поэтому прикладные (технические) науки зеркально симметричны фундаментальным наукам относительно общественных наук.

2.3) Пространственное материальное производство

Пространственное материальное производство повторяет процесс первобытных пространственных искусств в обратном порядке, начиная с качественного абсолюта геометрической точки. С проявлением реального количества в геометрической точке она превращается в искусственный строительный материал, который осваивается, начиная с архитектуры, переходя к дизайну и, наконец - к определению материального пространства «Я». Соответствие растительному состоянию неандертальцев осуществляется снятием индивидуального человеческого пространства в знаковой определенности государства, начиная с общей символики герба, флага и заканчивая множеством частных символов-знаков, в которых материальное пространство бесконечно исчезает в приближении к геометрической точке. Идеальная форма социума осуществляется, начиная с удовлетворения материальных потребностей и заканчивая удовлетворением духовных потребностей. Так, архитектура развивается от промышленной до культовой и мемориальной, дизайн – от механизмов до ювелирных украшений, а человек – от питания и здравоохранения до предельной эстетизации своей формы.

3) ВременнАя деятельность - всеобщность

Во всеобщности временной деятельности осуществляется послебиологическое состояние субъективности. Бесконечное завершение пространственной структуры социума прерывается скачком к временному-виртуальному материальному производству, в абсолютном качестве которого форма социума вообще исчезает в единичности-случайности искусственного интеллекта, осуществленного практически – таково исходное соответствие исихазму, завершающему первобытное словесное искусство. С проявлением количества в абсолютном качестве искусственного интеллекта, временное производство начинает свой процесс, повторяя процесс первобытных временных искусств, но развивается в обратном порядке, начиная с искусственного языка кибернетики и, через непрерывную форму движения, возвращается к временной дискретности. Во временном материальном производстве создается искусственная виртуальная реальность человеческого качества. Количество, которое осваивалось в органической химии, завершаясь, генетическим кодом, осваивается в искусственном языке кибернетики, начиная со знакового определения существования единицей, а несуществования – нулем. В виртуальном движении создается целеполагаемое особенное-неорганическое бытие сознания, а во времени – непосредственное бытие в бесконечном приближении к началу человеческого качества, заданного музыкой. Примером искусственного интеллекта на современном уровне его развития является искусственный интеллект Джона Леннона.
Материальное производство в целом развивается от удовлетворения материальных потребностей до удовлетворения духовных потребностей, вознося сознание к идеальности вечности.

Современное состояние

Вечность определилась в богочеловеке, начав новую эру человечества. И, казалось бы, это результирующее единство вечности с человеком завершило религиозный процесс, вернувшись к его началу и определив непосредственность первобытного религиозного процесса на уровне всеобщности в человеческом чувстве всеобщей любви.… Но современный апофеоз эгоизма (11) свидетельствует о том, что человек-кроманьонец все еще находится на уровне освоения первого животного чувства и, более того, на уровне его низшего состояния - агрессивного эгоизма: «Когда встречаются две человеческие расы, они ведут себя совершенно так же, как два вида животных: сражаются, поедают друг друга, заражают друг друга болезнями и т. д., а затем наступает последний этап смертельной борьбы, когда решается вопрос, кто обладает наиболее современной организацией и инстинктами (у человека это интеллект), чтобы победить». Если что-то изменилось после этого научного вывода Дарвина, так только в худшую сторону. В этих условиях тотального засилья эгоизма призыв Христа: «подставь другую щеку…» кажется просто абсурдным.
Есть, однако, и признаки перехода от эгоизма к половой любви и связанного с этим переходом качественного изменения роли женщины в общественной жизни: «Характерной чертой метафизики присутствия и ее ядра логоцентризма, считает Деррида, является примат мужского активного начала. Именно поэтому логоцентризм может быть осмыслен как фаллоцентризм. Женское начало подавлялось или просто игнорировалось». (6). Проблемы женской эмансипации, гендерности, повышенной сексуальной озабоченности общества соответствуют первобытному состоянию матриархата и возвышению-одушевлению женского начала в анимизме.
С этим связан и переход от непосредственности реалистического искусства к особенности абстрактно - декоративного искусства в начале 20-го века.
Начато также особенное освоение пространства фундаментальными науками. Эйнштейн определил форму пространства, выйдя за его границы, а Фридман представил развитие формы пространства от исходной сингулярности до современного состояния. Но наука не спешит осваивать пространство на уровне особенности, она остается на уровне материальной непосредственности и устремлена к количественному определению пространства через поиск мельчайших частиц типа кварка - таково бесконечное приближение точного познания к пространственной форме.
Тенденция перехода человечества от его непосредственного состояния к особенному состоянию проявляется в философии экзистенциализма как выделенность экзистенции из реального бытия в собственном идеальном бытии. Так, «Сартр переосмысливает марксистскую концепцию социально-исторической практики в духе идеи «экзистенциального проекта». В 1-м томе «Критики диалектического разума» Сартр ограничивается изображением формирования социальных групп и институтов на основе индивидуальной практики. Это – «непрестанная борьба живительной «аннигилирующей» силы индивидуума с мертвящей материей безликого множества».(9) Экзистенциализм оказывается напрямую связанным с движением антиглобализма и проблемой сексуальности. Поэтому здесь уделяется так много внимания половым отношениям, об этом говорят, как бы оправдываясь при этом, и Сартр, и Ясперс. Так, по Ясперсу, экзистенциальную философию «используют в качестве оправдания личного бесстыдства». (12) Здесь очевидна тенденция отделения половой любви от родовой любви, характеризуемой рождением потомства.
Таково современное - особенное состояние борьбы существования с несуществованием. В этом состоянии существование выделено в собственной форме экзистенции и противопоставлено несуществованию. Тенденция эта быстро расширяется и входит в жизнь, требуя философского анализа.

Литература

1. Гегель Г. Наука логики. В3т. Т.1. Т.2. М., 1970. 1971.
2. Гегель Г. Философия религии. В2т. Т.1. М., 1976.
3. Гегель Г. Эстетика. В4т. Т.3. М., 1971.
4. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В3т. Т.1. Т.2. М., 1974. 1975.
5. Длугач Т. Рецензия на книгу Л.Б.Туманова. Свобода и разум. «Вопросы
философии», 23.06.2011 г.
6. История современной зарубежной философии. СПб. 1997.
7. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972.
8. Ранние формы искусства. М., 1972.
9. Сартр Ж. Экзистенциализм – это гуманизм. 1946.
10. Спиноза Б. Избранные произведения. В2т. Т.1. М., 1957.
11. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.







Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 179
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет